Татьяна Костюк
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Времена года и народные приметы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме : «Времена года и народные приметы
в творчестве кубанских поэтов и художников»
задачи:
коммуникация – обогащать словарный запас детей, развивать способность к
творческим речевым проявлениям;
социализация – развивать воображение, следовать за мыслью автора, видеть
глубину содержания;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Времена года и народные приметы“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
художественное слово – учить чувствовать красоту стиха, точность рифмы в
описании природы родного края;
познание – продолжать знакомить детей с творчеством кубанских поэтов;
художественное творчество – расширять знания детей о видах и жанрах
изобразительного искусства, о пейзаже;
отражать полученные впечатления в изобразительной деятельности;
музыка – знакомство детей с творчеством кубанских композиторов.
Предварительная работа: выразительное чтение произведений кубанских поэтов, рассматривание иллюстраций, открыток по темам «Времена года»; прогулки, экскурсии в парк; выставка книг кубанских писателей, составление фонотеки записей песен и выразительного чтения произведений.
Словарь: Активизировать в речи детей слова: поэт, художник,пейзаж.
Ход образовательной деятельности:
Звучит фонограмма мелодии «Краснодарский вальс» муз. В. Чернявский
Воспитатель: Какая она, наша Кубань? Как описать красоту ее природы, снежные горы, золотые поля,. Послушайте, как это делает кубанский поэт Кронид Александрович Обойщиков: "Кубань - земля такая"
Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины…
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!
Воспитатель: Прекрасная природа Кубани! Выйдете в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…. Ребята, каким образом можно выразить любовь к красоте родного края?
Дети: Нарисовать картину, собрать фотоальбом, сочинить стихотворение, сочинить песню.
Воспитатель: Всего несколько строчек – и перед нами портрет родной земли.
Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
Прослушивание песни «Ой да на Кубани зори ясные»
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о красоте Кубанской природы, которую раскрыли нам кубанские поэты и художники.
Есть такой жанр в изобразительном искусстве - пейзаж. «Пейзаж» - это французское слово, которое обозначает изображение природы. А скажите, какая природа у нас на Кубани?
Дети: Это море, реки, горы, леса, поля, степи.
Воспитатель: Молодцы ребята. Пейзаж художники могут рисовать – придумав его, или видеть и рисовать.
Ребенок: «Слово об отчем крае»
Отчий край!
Вишневые рассветы,
Двух морей и неба
Синева.
Для тебя Кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
(Корнид Обойщиков)
Воспитатель: Кубанские поэты, например Татьяна Голуб, все замечали в природе, и свои природные наблюдения отражали в стихах.
Ребенок: «Приметы».
Будет дождик или нет –
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики – цветки,
Значит, дождь пойдет опять –
Нужно зонт с собою взять.
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок –
Тут никто не ошибется:
Будет солнечный денек.
Воспитатель: О каких цветах идет речь в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о ноготках и вьюнке.
Воспитатель: Как вьюнок и ноготки предсказывают погоду?
Дети: Если у вьюнка широко раскрыт цветок – то это говорит о том, что будет солнечный денек. А если ноготки зарыли свои цветки – обязательно пойдет дождь.
На экране показ репродукции Эвелины Потаевой «Перед дождем».
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту репродукцию Эвелины Потаевой «Перед дождем». Как художник отобразил в своем пейзаже погоду. Если внимательно посмотреть, то кажется, что вот-вот пойдет дождь. Художнику удалось передать оттенками красок хмурость погоды.
Ребенок: «То ли снег, то ли дождик»
.…Если пахнуть сильно стала
Под твоим окном сирень,
Кошка стену искромсала,
Петухи орут весь день,
Если ласточки летают
Низко – низко над землей,
Я теперь уж точно знаю:
Хлынет дождик ливневой…
Воспитатель: Кубанская зима редко дарит нам сугробы, снегопады, сосульки… Не успеет выпасть снежок – и тут же растает. Но зато, когда зимушка-зима решит погостить у нас подольше, сколько же радости приносит она ребятам! Вот какой увидел зиму, кубанский поэт Вадим Неподоба.
Ребенок: Как хорошо под снегопадом!
Какая свежесть и тепло!
В лесу высоком и косматом,
Как в сказке бабушки, светло…
На экране показ репродукции Олега Булгакова «Зима».
Воспитатель: Посмотрите на репродукцию Олега Булгакова «Зима». На что, по-вашему похож снег? Постарайтесь подобрать самые красивые и неожиданные сравнения.
Дети: Сказочная, волшебная, завораживающая, чудесная и т. д.
Воспитатель: Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица.
И конечно, поэты и художники не жалеют красок, и слов, чтобы описать всю ее неповторимую прелесть.
В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее»,она только начинается.
Ребенок: …На первый взгляд невзрачные,
Сады еще прозрачные,
Еще не в яркой зелени,
Еще не зацвели…
В полях еще томление
Распаханой земли.
Воспитатель: Почему автор назвал сады прозрачными?
Дети: Сады прозрачные потому, что весна только начинается, почки на деревьях еще не распустились, зелень только стала появляться.
На экране показ репродукции Игоря Сикорского «Весна на Кубани»
Воспитатель: Если посмотреть на пейзаж Игоря Сикирского «Весна на Кубани», то к этому произведению очень хорошо подходят слова стихотворения «Утро после дождя», которое написал кубанский поэт Иван Варавва. Где Кубанская весна предстает во все своей красе.
Ребенок: Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя.
Тут хрусталь звенящие тюльпаны,
Льют зарю, к порогу подойдя…
Воспитатель: Все времена года хороши и красивы по-своему. Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!
На экране показ репродукции по теме «Лето»
«Ромашки» Олег Булгаков
«Подсолнухи» А. А. Калашников
«Тополя» Олег Булгаков
«Лето на Кубани»
Эвелина Потаева
Воспитатель: Вот как об этом времени года говорит кубанская поэтесса Татьяна Голуб.
Ребенок: На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накропах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Воспитатель: Почему Татьяна Голуб считает запах пшеницы самым главным?
Дети: Кубань – житница России. На Кубани выращиваю большой урожай пшеницы.
Воспитатель: Ребята, вспомните и попробуйте описать осеннее утро. Когда вы утром идете в детский сад, обращали ли вы внимание на красоту наряда цветущих осенних цветов, на пестрый наряд осенних деревьев… Словом, постарайтесь передать настроение человека, который любуется чудесными картинами природы. Возьмите краски, нарисуйте осенний пейзаж.
Ребята рисуют свои пейзажи. Составляется выставка детских работ.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю прогулку в осенний парк. Вы увидите, как красив осенний парк.