Юлия Гриценко
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
Цель: формировать знания о пользе и вреде огня. Развивать познавательную активность детей.
Задачи:
1. Закрепление знаний правил пожарной безопасности, осторожного обращения с электрическими приборами.
2. Развивать связную речь, воображение, обогащать речь ребенка новыми словами.
3. Продолжать знакомить детей с ролью огня в жизни человека.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Интеграция образовательных областей : познание, безопасность, социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура.
Словарная работа: активизировать в речи детей сочетание слов «огонь – друг, огонь – враг», понятие «осторожность», «внимательность».
Методическое обеспечение педагогического процесса:
Дидактические средства: русская печка, «волшебный мешочек», камень, вода, песок, металлическая ложка, ткань, резиновая игрушка, пластмассовая игрушка, деревянная ложка, блокнот.
ТСО: мультимедийное оборудование, аудиосредство (звуки - потрескивание дров в печи, пение птиц, пожар).
Мотивация: беседа у русской печки, анимационные, звуковые слайды, «волшебный мешочек»
В русской печи «горит огонь». Воспитатель с детьми сидят у печки.
- Ребята, я думаю, что каждый из вас видел огонь костра, огонек свечи или пламя горящих в печи поленьев, расскажите, как выглядит огонь? (ответы детей)
-Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат. Огонь, ребята, одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. В древние времена первобытные люди боялись огня и не знали как его «приручить». Постепенно они узнали немало секретов и хитростей добывания огня, научились его использовать, охраняли его, чтобы он не погас.
-Ребята, как вы думаете, для чего был нужен огонь первобытным людям? (ответы детей)
-Верно, ребята. Огонь костра согревал, освещал, отгонял диких зверей, на костре готовили пищу. Огонь стал другом человеку. Ребята, когда первобытному человеку стало неудобно готовить на костре, что он придумал? (ответы детей)
-Ребята, а кто из вас знает, как называется вот такая печь? (воспитатель указывает на русскую печку).
На Руси великим событием стало появление так называемой русской печи. Люди готовили еду в такой печи, выпекали хлеб, блины, сушили ягоды, грибы, на ней тепло и уютно было спать. Долгими зимними вечерами печка собирала вокруг себя всю семью (слышно потрескивание дров в печи) : домочадцы пели песни, рассказывали детям сказки, мечтали и беседовали, как мы с вами сейчас. Но в тоже время людям не удалось до конца «приручить» огонь, иногда он вырывался из их власти и сотворял страшные беды. Ребята, можно такой огонь назвать другом? (ответы детей)
Ребенок рассказывает стихотворение:
«Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг,
Без него – темно бы было.
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Мамонтятами бы стали,
Телевизора б не знали,
В РSP бы не играли,
Ни поесть и не попить.
В чем огонь нам обвинить?
Настоящий друг огонь
И не враг он никакой!
Степа, ты конечно прав. Без огня жизнь человека на земле невозможна. Значит…огонь нам друг или все-таки враг? Давайте сегодня в этом разберемся! (ребята проходят на стульчики)
На экране слайд №1. «Огонь – друг, огонь- враг?»
-Ребята, когда человеку стало неудобно готовить в печи, что он придумал? (ответы детей)
-Когда человек устал стирать руками он придумал… (ответы детей)
-Не захотелось человеку подниматься на высокий этаж он придумал… (ответы детей)
- Кино и мультфильмы показывает (ответы детей)
- Продукты охлаждает (ответы детей)
-Ребята, а как же работает вся эта техника? (ответы детей)
- Верно. Топливо сгорает в топках электростанций и вырабатывается электрический ток. Он бежит по проводам и заставляет работать всю бытовую технику, электрические приборы и все, что связано с электричеством. Выходит, что огонь и электрический ток наши помощники и ближайшие родственники.
- Электрический ток может быть очень опасным. Почему? (ответы детей)
- Правильно. Ребята, давайте вспомним, как нужно пользоваться электроприборами, чтобы они не стали причиной пожара (ответы детей). Посмотрите, что может произойти, если мы будем неосторожными.
Слайд №2 «Обогреватель и чайник - причина пожара»
Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом!
Слайд № 3 «Белье над газом – причина пожара»
Не суши белье над газом –
Вспыхнет все единым разом.
Слайд № 4 «Не отключенный утюг – причина пожара»
Чтоб не стал огонь врагом
Будь осторожен с утюгом.
Слайд № 5 «Включенные в розетку все электроприборы – причина пожара»
Если все приборы разом
Ты в одну розетку включишь,
В этой комнате получишь.
Ребята, причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость. Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно обязательно выключить из розеток все электроприборы и погасить свет.
А теперь поиграем в игру, которая называется «Горит – не горит». В «чудесном мешочке» находятся разные предметы. Вам нужно подумать и определить, какие горят, а какие нет и сказать, из какого материала они сделаны. Предметы нужно расположить под соответствующим знаком (проводится игра, предложить детям самостоятельно выбирать следующего игрока).
С силой бушующего пламени очень трудно справиться, но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Кто эти люди? (ответы детей)
- Какими качествами должен обладать пожарный? (ответы детей)
- А вы, ребята, занимаетесь спортом, тренируетесь? Давайте мы сейчас немножко отдохнем и сделаем несколько упражнений (ребенок проводит физминутка)
Физминутка
Любим спортом заниматься
будем очень мы стараться.
Мяч бросать и принимать,
Метко вдаль его кидать.
Ловко прыгать на скакалке,
Ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать,
Руки быстро поднимать.
Наклониться вправо, влево –
Все мы делаем умело!
(дети проходят на свои места)
- Сила у друга - огня большая пребольшая! Но если этой силой управлять глупо, неосторожно, то огонь может стать страшным коварным врагом. Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны.
Слайд № 6 «Огонь войны»
- Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли деревни, города, все живое.
- Посмотрите, что изображено на картинке? (ответы детей) Какой лес? (ответы детей)
Слайд № 7 «Зеленый лес, животные, птицы, насекомые» (слышно щебетание птиц)
- А каким лес стал после пожара? (ответы детей)
Слайд № 8 «Сгоревший лес»
Почему возникают лесные пожары? (ответы детей)
- В мирное время огонь может выйти из повиновения и уничтожить дома, леса. В огне погибают люди, животные.
Слайд № 9 «Полыхающий жилой дом» (звук пожара)
Слайд № 10 «Сгоревший дом»
Вот что наделал пожар. Как вы думаете, что может стать причиной пожара? (ответы детей)
Ребята, какие ситуации могу привести к пожару в квартире, доме? (ответы детей)
Ребята, посмотрите к чему приводят игры со спичками.
Слайд № 10 «Дети играют со спичками»
Не играй, дружок со спичкой!
Помни, ты, она мала,
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
Слайд № 11 «Возгорание»
- Ребята, если возник пожар, вы почувствовали запах гари или увидели дым, что необходимо сделать? (ответы детей)
-Верно, ребята, необходимо сообщить точный адрес, улицу номер дома, этаж, где произошел пожар. Сейчас, кроме телефона пожарной службы 01, существует служба экстренных, т. е. срочных вызовов сотовой связи – это номер 112.
Слайд № 12 «Запомните телефоны 01, 112!»
(Проговаривание номера 112 хором)
- И все-таки, ребята, как вы считаете, чего больше огонь приносит пользы или вреда? (ответы детей)
-Я тоже считаю, что огонь приносит пользы в тысячу раз больше, чем вреда. А какую пользу еще приносит огонь? (ответы детей)
Слайд № 13 «Взлетает ракета»
Посмотрите, что изображено на экране? (ответы детей)
- Правильно, взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что ею движет? (ответы детей)
- Верно, сила огня.
Слайд № 14 «Вечный огонь»
Какой огонь изображен на этой картинке? (ответы детей) Где вы видели такой огонь? (ответы детей)
-Вечный огонь – это постоянно горящий огонь, который символизирует вечную память о погибших героях в Великой Отечественной войне.
Слайд № 14 «Олимпийский огонь»
Ребята, а этот огонь вам знаком? (ответы детей)
- Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе, где проводятся игры во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.
Вот таким разным, ребята, может быть огонь. А теперь поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны улыбнуться и ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!». Ну, а если вы с чем-то не согласны, погрозите пальцем.
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
- Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?
- Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнем недаром завершается пожаром?
- Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят?
Молодцы, ребята! Так, кто же все-таки огонь для нас - друг или враг? (ответы детей)
Ребенок рассказывает стихотворение.
Теперь мы знаем, что без огня
Не проживем мы ни одного дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом!
Слайд № 15 «Огонь в руках человека»
- Ребята, огонь всегда будет нашим другом и помощником, если мы – люди, будем разумно им управлять.