Елена Останкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в комбинированной группе 5–6 лет «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Транспорт. Путешествие по дороге. "
Цель: использование игровых приемов в работе по профилактике речевых нарушений, обусловленных ОНР.
Задачи:
1. Коррекционно – развивающие.
-развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, чувство ритма;
-развивать мелкую и общую моторику, координацию движений во взаимодействии с речью;
-развивать пространственные представления;
- развивать фонематическое и зрительное восприятие;
-совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
2. Познавательные:
-учить производить звуко-буквенный анализ слова;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- закреплять знания о видах транспорта, названия дорожных знаков, правила дорожного движения;
3. Воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
- воспитывать чувство ответственности на дороге;
-закреплять знания дорожных знаков и ПДД;
Методы и приё мы: ИКТ, музыкальное сопровождение, загадки, упражнения, игры.
Словарная работа: маршрутное такси, мотоцикл, велосипед,парусник, метро, пешеходный переход, железнодорожный переезд, велосипедная дорожка, автобусная остановка, пункт скорой помощи, специальный транспорт, скорая медицинская помощь, пожарная машина, полицейская машина, молоковоз, автобус, машина- холодильник (рефрижератор,экскаватор, бульдозер, подъёмный кран, каток.
Предварительная работа: наблюдения за транспортом во время прогулки. Разучивание двигательного движения упражнения «Грузовик». Беседы, рассматривание картин о транспорте, отгадывание загадок. Рассматривание дорожных знаков.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска; кукла-муляж инспектора ГИБДД; рули с картинками по количеству детей; сигнал; карточки с контуром дорожных знаков (по количеству детей);модели маленьких машин; карточки для определения места звука в слове; дорожные знаки: «Обвал камней», «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса», «Пункт скорой помощи»;знак «Метро» картинки-образцы с изображением транспорта из геометрических фигур; карточки с наклеенным скотчем; смайлики; призы-светофорчики.
Ход образовательной деятельности.
(Дети входят в зал под музыкальное сопровождение песня «Мы едем, едем, едем…», здороваются с педагогами, садятся на стулья.
Слайд 1.
Логопед:
-Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по дороге, где увидим разные виды транспорта. А для безопасности я пригласила инспектора ГИБДД. Он будет сопровождать нас и следить, чтобы мы соблюдали ПДД, и не попали в беду на дороге.
Слайд 2.
Логопед:
-На чём можно отправиться в путешествие?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
-Назовите предметы, одним словом.
Игра «Отгадай первый звук в слове»
Логопед:
-Итак, чтобы отправиться в путешествие, вам необходимо выбрать себе транспорт, на котором вы поедете.
(на рулях прикреплены картинки транспорта, дети должны определить по первому звуку картинку транспорта и взять себе руль. Логопед называет слова, а дети –первый звук в слове.)
( Картинки: автобус, самолёт, поезд, велосипед, машина, корабль)
(движутся по залу под песню «Мы едем, едем, едем…», садятся на свои места)
Слайд 3 .
Логопед:
- Посмотрите внимательно, сколько здесь транспорта, давайте его назовё м:
- Что находится в правом верхнем углу? (мотоцикл)
- Что находится в левом нижнем углу? (автомобиль)
- Что находится в правом нижнем углу? (маршрутное такси)
- Что находится в левом верхнем углу? (самолёт)
- Что находится посередине? (велосипед)
-Отгадайте транспорт по его звуку.
(Звучит фонограмма «Звуки транспорта»)
Логопед:
- Ребята, какой бывает транспорт?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
- Какой транспорт вы здесь видите? Почему его так назвали?
- Разложим транспорт на группы.
Слайд 4.
- машина, мотоцикл, трактор, велосипед;
Логопед:
-К какому виду относится этот транспорт?
Дети:предполагаемые ответы
-самолёт, вертолёт, воздушный шар;
Логопед:
-К какому виду относится этот транспорт?
Дети:предполагаемые ответы
- лодка, корабль, яхта;
Логопед:
-К какому виду относится этот транспорт?
Дети:предполагаемые ответы
-метро;
Логопед:
-Ребята, как вы думаете,почему этот вид транспорта не вошел ни в какую группу?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
- Этот вид транспорта называется МЕТРО.
- Метро есть только в очень крупных городах. Это подземный вид транспорта.
Он обозначается вот таким знаком. (показываю знак)
-Поедем дальше.
(движутся по залу под песню «Мы едем, едем, едем…», логопед сигналит,дети останавливаются, стоят)
Игра «Сигналы».
Логопед:
- Ребята, скажите, для чего нужен машине сигнал?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
-Правильно!
-Поиграем в игру «Сигналы».
-Я буду свистеть, а вы должны просигналить за мной ритм.
Логопед:
- Ребята, мы совсем забыли,проверить колёса. Давайте их накачаем, чтобы в пути не было проблем.
Упражнение «Прокололась шина у машины» : ш-ш-ш-ш.
Упражнение «Накачаем шину» : с-с-с-с-с.
(Дети садятся за столы)
Игра «Обведи знак».
Логопед:
-На дорогах встречается очень много знаков, которые необходимо соблюдать.
-Зачем нужно соблюдать знаки?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
- Инспектор хочет проверить, знаете ли вы знаки ДД.
(детям выдаются листы бумаги с контуром знака, который они должны обвести и рассказать, что обозначает знак).
Знаки: «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка»,«Автобусная остановка», «Пункт скорой помощи»
Слайд 5. «Специальный транспорт» (3 слайда)
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, скорая помощь относится к какому виду транспорта?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
-Это специальный транспорт.
-Почему его так назвали?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
- Рассмотрите картинку и назовите, какой ещё специальный
транспорт существует.
-На нём можно путешествовать?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
-Посчитайте, сколько машин едет налево, а сколько направо.
Слайд 6. Загадки
Логопед:
- Чтобы назвать другой специальный транспорт, нужно быть особенно внимательным, потому что надо отгадать загадки.
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)
-Для чего на стройке нужен подъёмный кран?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот:
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот!
(Экскаватор)
-Что может делать экскаватор?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
Ходит скалка по дороге,
Грузная, огромная,
И теперь у нас дорога —
Как линейка ровная.
(каток)
-Какую работу выполняет каток?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом:
Прогулялся валко, шатко -
Ровной сделалась площадка.
(бульдозер)
-Что делает бульдозер?
Дети:предполагаемые ответы
Слайд 7.
Логопед:
- Какие грузы можно перевозить на машине – холодильнике и самосвале?
-Как ещё можно назвать самосвал?
Дети:предполагаемые ответы
Логопед:
- Один такой грузовик застрял в песке. Нам необходимо ему помочь, для этого мы должны выполнить упражнение «Грузовик».
Релаксация (самомассаж)
По дорожке, (гладить лоб обеими руками от середины к вискам)
По пригорку (растереть лоб от бровей к волосам)
Грузовик ведет Егорка (пальчиковый “душ” по лбу)
Вот подъехал он к реке, (поглаживания вокруг глаз)
Грузовик застрял в песке, (нажимать на точки около носа)
Буксовал он очень долго, (гладить щеки обеими руками от носа к вискам)
Только все, увы, без толку. (гладить верхнюю губу, затем пощипать)
Чтобы время не терять, (гладить нижнюю губу затем пощипать)
Трактор надо вызывать. (обхватить подбородок указательным и большим пальцами и погладить его от середины к мочкам ушей)
(потянуть уши за мочки вниз, произнести тр-р-р)
Логопед:
- Молодцы! Помогли грузовику!
(Дети садятся за столы).
Игра «Определи место звука в слове»
Логопед:
- Ребята, чтобы дальше отправиться в путь, нам необходимо выполнить следующее задание инспектора.
(раздать маленькие модели маленьких машин, дети должны поставить машинку на клетку, которая соответствует месту заданного звука в слове.
Логопед:
- Определите место звука [с] в слове самолёт.
Дети:предполагаемые ответы
Логопед: - Теперь определите место звука [с] в слове автобус.
Дети: предполагаемые ответы
Логопед: И наконец, отметьте место звука[с] в слове велосипед.
Дети: предполагаемые ответы
Логопед:
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
-Отправимся дальше в путь.
(Движутся по залу под песню «Мы едем, едем, едем…», затем садятся на свои места.)
Упражнение «Танграмм».
Логопед:
-Ребята, обратите внимание, нам встретился знак «Обвал камней».
- Как вы думаете, что обозначает этот знак?
Дети: предполагаемые ответы
Логопед:
-Инспектор говорит, чтобы преодолеть это препятствие, необходимо сложить разный транспорт из геометрических фигур.
(картинки-образцы у детей на столах)
(рассматривают работы детей).
Слайд 8.
Игра «Посчитай слоги»
Логопед:
- Ребята, посчитаем количество слогов в словах, которые придумал инспектор.
Слова: велосипед, машина, поезд, трактор, трамвай, молоковоз.
(Выясняют сколько слогов в каждом слове).
-Скажите, что возит эта машина? Почему её так назвали- молоковоз?
Логопед:
-Отправляемся дальше в путь. Занимаем свои места.
(Движутся по залу под песню «Мы едем, едем, едем…»)
Слайд 9.
Игра «Четвёртый лишний».
Логопед:
- Посмотрите на картинки, произнесите названия транспорта, который здесь изображён.
Картинки: автобус, лодка, такси,грузовик;
Логопед:
-Определите лишнее слово. Почему лодка не подходит к этой группе транспорта?
Дети: предполагаемые ответы
Слайд 10.
Картинки: корабль, лодка, самолёт, парусник;
Логопед:
-Также определите лишнее слово. Почему самолёт не подходит к этой группе транспорта?
Дети: предполагаемые ответы
Слайд 11.
Картинки: вертолёт, самолёт, воздушный шар, грузовик;
Логопед:
-Определите лишнее слово. Почему грузовик не подходит к этой группе транспорта?
Дети: предполагаемые ответы
Рефлексия.
Логопед:
- Наше путешествие подошло к концу.
- О чём мы с вами говорили?
Дети: предполагаемые ответы
Логопед:
-С каким видом транспорта вы встречались в пути?
-Какие дорожные знаки запомнили?
Дети: предполагаемые ответы
Логопед:
-Какая игра вам понравилась больше всего?
-Чем понравилась?
Дети: предполагаемые ответы
Логопед:
-Что хотите пожелать друг другу?
-Что хотите пожелать нашим гостям?
Дети: предполагаемые ответы
Логопед:
-С вашими пожеланиями подарим гостям на память призы – закладки.
(Дети дарят гостям призы).
Логопед:
- Подойдите к столу и возьмите смайлик, который вам понравился.
-Ребята, инспектор вас благодарит за то, что вы были внимательными на дороге и дарит вам призы-раскраски.