Ольга Викторовна Береснева
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Тайна бумажного листа».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
познакомить с историей возникновения бумаги, показать детям способ изготовления бумаги в домашних условиях
Задачи.
- закрепить знания детей о бумаге, ее разнообразии, об использовании человеком;
- продолжать развивать интерес детей к познанию окружающего мира, логическое мышление, фантазию, воображение;
- учить применять свои знания, извлекать нужные сведения из имеющих данных, устанавливать причинно-следственные связи;
-активизировать и пополнять словарь, помогать правильно употреблять сложные предложения.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы „Тайна бумажного листа“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- овладение способами ситуативно-личностного общения.
- формирование предпосылок учебной деятельности : произвольности в поведении и продуктивной деятельности.
Подготовительная работа:
- беседа с детьми о бумаге ориентированной на, какая бывает, из чего изготовляется, где используется, о бережном отношении к ней;
- составление коллекций бумаги;
- чтение и рассматривание энциклопедических книг о бумаге;
- приготовление и разучивание с детьми рассказов об истории бумаги;
- просмотр презентаций об истории бумаги, какая бывает бумага, тайны бумажного листа, составленные родителями группы;
- приготовить заготовки для изготовления бумаги.
Оборудование занятия:
- поднос, лоток от мозаики, миксер, клей, крахмал, полотенчики;
- ноутбук для показа фрагмента презентации «Из истории бумаги»;
Реализация деятельности.
I. Вступительная часть.
Воспитатель предлагает с детьми провести у пражнение «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Дети вместе с педагогом: Я, ты, он, она - дети указывают друг на друга.
Вместе дружная семья - жестом показывают дружбу.
Воспитатель: Повернись к соседу - поворачиваются друг к другу.
Улыбнись соседу - улыбаются.
Повернись к соседу - поворачиваются друг к другу.
Обними соседа – обнимаются.
Повернись к соседу - поворачиваются друг к другу.
Пожми руку соседу – жмут друг другу руки.
Воспитатель предлагает загадать ребенку придуманную им загадку.
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная. (бумага).
II. Основная часть.
1. Беседа о бумаге.
- Правильно, такое обычное и привычное слово, а сколько в последнее время мы о ней узнали. Помните, какие вопросы прислал нам «Бумажный человечек». Сегодня мы готовы на них ответить. (Дети читают и отвечают на вопросы.)
- Какая бывает бумага? (Бумага бывает писчая, для письма, картон для упаковки, калька прозрачная бумага, цветная, бархатная для творчества, цветы упаковывают в оберточную бумагу и т. д.)
- Назовите ее свойства? (Шершавая, рвется или режется, мокнет от воды, можно склеить.)
- Где используют бумагу? (На ней пишут и печатают, рисуют, упаковывают товары, на стройке)
Мы правильно нашли ответы на вопросы Почемучкина и предлагает совершить путешествие в по реке времени.
Просмотр детьми презентации об истории возникновения бумаги.
Воспитатель демонстрирует презентацию отмечая значками на реке времени.
Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египте.
(Появляется Египтяночка под музыку)
Египтяночка: Здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой, (дает дощечки) Напишите на таких дощечках свое имя, мне на память.
(Дети пишут свое имя на плитах)
Затем на берегах Нила-реки, мы нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски и укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги 100 шагов.
(Показывает папирус)
В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?
(Показывает картину телят и овец)
Дети: Из шкур телят и овец.
Египтяночка: Стоил пергамент дороже папируса, т. к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?
Дети: Книга напоминала сундук.
Воспитатель: Спасибо вам большое за интересный рассказ, до свидания. Летим дальше.
(Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?
Дети: Процарапывали костяным или железным писалом.
Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться в «цех изготовления бумаги».
2. Практическая часть. Изготовление бумаги.
Сегодня я вам предлагаю сделать бумагу как в древности своими руками.
В качестве основы мы взяли салфетки, разорвали их на мелкие кусочки.
Заливаем эти обрезки водой. Можно оставить отмокать, можно еще поизмельчать руками.
Затем добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА (для скрепления бумаги) и столовую ложку крахмала (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться).
Все хорошенько перемешиваем с помощью миксера. В результате должна получиться смесь наподобие каши.
Выкладываем нашу "кашу" на экран тонким и ровным слоем. Аккуратно руками разравниваем массу, а потом сливаем всю воду. Промачиваем полотенцем и ставим сушить.
III. Заключительная часть.
- Как будем использовать бумагу, которую изготовили сами?
- Что еще хотели узнать о бумажном листе?