Папки-передвижки

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)

Елена Горелова
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать у детей умение логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме.

Публикация «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)» размещена в разделах

2. Закреплять умение правильно образовывать сложные прилагательные (белогрудая, красноголовый и т. д.).

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы». (Познавательное развитие).

4. Упражнять в умении закрашивать силуэты птиц. (Художественно – эстетическое развитие).

Развивающие:

1. Развивать общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать умение, использовать условно-символические изображения для составления описательного рассказа.

3. Развивать интерес к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание помогать птицам зимою.

2. Воспитывать умение выслушивать товарищей, воспитывать усидчивость.

Предварительная работа:

1. Чтение детям энциклопедической и художественной литературы о птицах.

2. Заучивание стихов о птицах.

3. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

4. Чтение книг В. Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Снегирев Г. «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова «Сова и синица».

5. Выставка кормушек.

6. Д/И «Птица - не птица», «У кого кто?» и т. д.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: письмо, загадки, картинки с изображением птиц, мнемотаблица «Зимующие птицы», ноутбук с презентацией, ватман с нарисованным деревом с кормушкой.

Раздаточный: Силуэты птиц, цветные карандаши, восковые мелки, клей.

Методы и приемы:

1. словесные: (беседа, вопросы, проблемная ситуация

2. наглядные: демонстрация презентации, использование мнемотаблиц, рассматривание картинок.

3. практические: раскрашивание картинок.

4. игровой метод: д/и "Угадай птицу", «Скажи правильно», п/и «Найди пару».

Ход НОД

1. Организационный момент

Мотивация

Раздаётся стук в дверь, вносят конверт.

Воспитатель: Ребята, интересно от кого это письмо? Открывает письмо, читает. Это от наших друзей Лисенка и Ёжика. В нём они пишут, что приготовили для лесных жителей подарок: собрали коллекцию красивых картинок. Но с картинками что - то случилось, они вдруг стали все одинаковые, некрасивые и теперь наши друзья не знают, кто это и как они называются. Лисёнок утверждает, что это бабочки а, Ёжик с ним не согласен. Мудрая сова дала им конверт с заданиями и две таблицы – схемы, но они не могут сами выполнить задания и разгадать таблицы – схемы. Лисенок и Ёжик просят вас ребята им помочь. Поможем? А как мы можем это сделать?

Ответы детей:

2. Целеполагание

Воспитатель: Давайте посмотрим на 1 таблицу - схему и попробуем разгадать загадку и мы узнаем, какую коллекцию картинок они собрали.

Мнемотаблица (загадка «Птица»).

Кто два раза родится:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий?

Крылья есть, а не самолет

Живет в лесу или возле человека

Рук нет, а жилище строит

Все насекомые её бояться.

Дети: Птица!

Воспитатель: Конечно, это птицы, а не бабочки. Лисенок ошибся.

Но, чтобы посмотреть, какую коллекцию птиц они собрали, мы должны ещё отгадать загадки и выполнить задание.

3. Совместная деятельность воспитателя и детей.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру "Угадай птицу" Правила игры: Я загадываю загадку про зимующую птицу, если ответ правильный - птица появится на экране ноутбука.

•спиной зеленовата, животиком желтовата.

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

•Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (снегирь)

•Кто примостился на сучке в нарядном красном колпачке.

Как долотом долбит сучок: тук - тук, а где тут червячок?

(дятел)

•Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает

В полях ночует – зерно ворует. (воробей)

•Подбирает он проворно

Кинутые ему зёрна.

И гнездиться на карнизе

Наш любимый. (голубь сизый)

•Окраской сероватая, походка мешковатая.

Повадкой вороватая, крикунья хрипловатая. (ворона)

•Длинный хвост торчком, ни минуты молчком.

Стрекотунья, белобока, а зовут её. (сорока)

•Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .(свиристель)

•Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Клё - клё - клё! поёт со свистом? (клёст)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц?

Дети: (зимующие)

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Воспитатель: Давайте посмотрим презентацию и выполним ещё задания Мудрой совы.

Просмотр презентации «Зимующие птицы», беседа по её содержанию.

Первое задание: «Кто лишний?"

Второе задание: Назови песенки птиц

Третье задание: Кто из этих птиц выводит птенцов зимой?

Воспитатель: Молодцы с заданием справились, предлагаю поиграть. Игра «Скажи правильно». Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и говорит:

У сороки белые бока, поэтому её называют?. (белобокая).

У сороки длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая).

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

Если у птицы длинная шея?. (длинношеяя)

Если у птицы черная голова?. (черноголовая)

Если у птицы «сладкий голос»?. (сладкоголосая)

Если у птицы длинные крылья.? (длиннокрылая)

Составление описательного рассказа о зимующих птицах

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать 2 схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).

На таблице схематично изображена последовательность рассказа.

Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица.

По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о снегире. Это птица снегирь. Снегирь небольшая птица. У него не большие крылья, длинный хвост. Клюв короткий и крепкий. У снегиря голова, крылья, хвост – чёрные, спина серая, а грудка красная – будто яркая заря. Он питается ягодами рябины и семенами шишек и растений. Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Птенцы у них называются снегирята.

Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.

Воспитатель: Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас поиграем.

Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).

Воспитатель: Теперь мы можем открыть второй конверт и посмотреть коллекцию птиц Лисёнка и Ёжика. Какие это птицы?

Дети: (зимующие птицы)

Воспитатель: Что произошло с картинками? Как мы можем помочь?

Дети: (раскрасить)

4. Самостоятельная деятельность детей

Мастерская Дети выбирают себе птичку и раскрашивают её. (Помочь детям, напоминание, показ).

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

Воспитатель: У нас тоже есть нарисованная кормушка и лес. Мы рассадим наших птиц (кто, где зимует). И отправим наш коллаж Лисёнку и Ёжику, теперь они узнают птичек по оперению.

5. Рефлексия

- О ком мы составляли рассказы?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

- Как можно помочь птицам зимой?

Как вы считаете, почему нам удалось составить такие замечательные рассказы? И помочь Ёжику с Лисенком.

Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы помогли Ёжику с Лисенком, составили интересные рассказы о птицах и о том, что о них надо заботиться.

Публикации по теме:

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)
Опубликовано: 5 января 2015 в 17:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД