Елена Горелова
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу.
Цель: Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу «Зимующие птицы».
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать у детей умение логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме.
Публикация «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицу (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Закреплять умение правильно образовывать сложные прилагательные (белогрудая, красноголовый и т. д.).
3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы». (Познавательное развитие).
4. Упражнять в умении закрашивать силуэты птиц. (Художественно – эстетическое развитие).
Развивающие:
1. Развивать общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие.
2. Продолжать развивать умение, использовать условно-символические изображения для составления описательного рассказа.
3. Развивать интерес к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание помогать птицам зимою.
2. Воспитывать умение выслушивать товарищей, воспитывать усидчивость.
Предварительная работа:
1. Чтение детям энциклопедической и художественной литературы о птицах.
2. Заучивание стихов о птицах.
3. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.
4. Чтение книг В. Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Снегирев Г. «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова «Сова и синица».
5. Выставка кормушек.
6. Д/И «Птица - не птица», «У кого кто?» и т. д.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: письмо, загадки, картинки с изображением птиц, мнемотаблица «Зимующие птицы», ноутбук с презентацией, ватман с нарисованным деревом с кормушкой.
Раздаточный: Силуэты птиц, цветные карандаши, восковые мелки, клей.
Методы и приемы:
1. словесные: (беседа, вопросы, проблемная ситуация
2. наглядные: демонстрация презентации, использование мнемотаблиц, рассматривание картинок.
3. практические: раскрашивание картинок.
4. игровой метод: д/и "Угадай птицу", «Скажи правильно», п/и «Найди пару».
Ход НОД
1. Организационный момент
Мотивация
Раздаётся стук в дверь, вносят конверт.
Воспитатель: Ребята, интересно от кого это письмо? Открывает письмо, читает. Это от наших друзей Лисенка и Ёжика. В нём они пишут, что приготовили для лесных жителей подарок: собрали коллекцию красивых картинок. Но с картинками что - то случилось, они вдруг стали все одинаковые, некрасивые и теперь наши друзья не знают, кто это и как они называются. Лисёнок утверждает, что это бабочки а, Ёжик с ним не согласен. Мудрая сова дала им конверт с заданиями и две таблицы – схемы, но они не могут сами выполнить задания и разгадать таблицы – схемы. Лисенок и Ёжик просят вас ребята им помочь. Поможем? А как мы можем это сделать?
Ответы детей:
2. Целеполагание
Воспитатель: Давайте посмотрим на 1 таблицу - схему и попробуем разгадать загадку и мы узнаем, какую коллекцию картинок они собрали.
Мнемотаблица (загадка «Птица»).
Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
Крылья есть, а не самолет
Живет в лесу или возле человека
Рук нет, а жилище строит
Все насекомые её бояться.
Дети: Птица!
Воспитатель: Конечно, это птицы, а не бабочки. Лисенок ошибся.
Но, чтобы посмотреть, какую коллекцию птиц они собрали, мы должны ещё отгадать загадки и выполнить задание.
3. Совместная деятельность воспитателя и детей.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру "Угадай птицу" Правила игры: Я загадываю загадку про зимующую птицу, если ответ правильный - птица появится на экране ноутбука.
•спиной зеленовата, животиком желтовата.
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
•Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
•Кто примостился на сучке в нарядном красном колпачке.
Как долотом долбит сучок: тук - тук, а где тут червячок?
(дятел)
•Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает
В полях ночует – зерно ворует. (воробей)
•Подбирает он проворно
Кинутые ему зёрна.
И гнездиться на карнизе
Наш любимый. (голубь сизый)
•Окраской сероватая, походка мешковатая.
Повадкой вороватая, крикунья хрипловатая. (ворона)
•Длинный хвост торчком, ни минуты молчком.
Стрекотунья, белобока, а зовут её. (сорока)
•Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .(свиристель)
•Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Клё - клё - клё! поёт со свистом? (клёст)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц?
Дети: (зимующие)
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Воспитатель: Давайте посмотрим презентацию и выполним ещё задания Мудрой совы.
Просмотр презентации «Зимующие птицы», беседа по её содержанию.
Первое задание: «Кто лишний?"
Второе задание: Назови песенки птиц
Третье задание: Кто из этих птиц выводит птенцов зимой?
Воспитатель: Молодцы с заданием справились, предлагаю поиграть. Игра «Скажи правильно». Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и говорит:
У сороки белые бока, поэтому её называют?. (белобокая).
У сороки длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая).
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).
Если у птицы длинная шея?. (длинношеяя)
Если у птицы черная голова?. (черноголовая)
Если у птицы «сладкий голос»?. (сладкоголосая)
Если у птицы длинные крылья.? (длиннокрылая)
Составление описательного рассказа о зимующих птицах
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать 2 схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).
На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица.
По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о снегире. Это птица снегирь. Снегирь небольшая птица. У него не большие крылья, длинный хвост. Клюв короткий и крепкий. У снегиря голова, крылья, хвост – чёрные, спина серая, а грудка красная – будто яркая заря. Он питается ягодами рябины и семенами шишек и растений. Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Птенцы у них называются снегирята.
Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.
Воспитатель: Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас поиграем.
Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).
Воспитатель: Теперь мы можем открыть второй конверт и посмотреть коллекцию птиц Лисёнка и Ёжика. Какие это птицы?
Дети: (зимующие птицы)
Воспитатель: Что произошло с картинками? Как мы можем помочь?
Дети: (раскрасить)
4. Самостоятельная деятельность детей
Мастерская Дети выбирают себе птичку и раскрашивают её. (Помочь детям, напоминание, показ).
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)
Воспитатель: У нас тоже есть нарисованная кормушка и лес. Мы рассадим наших птиц (кто, где зимует). И отправим наш коллаж Лисёнку и Ёжику, теперь они узнают птичек по оперению.
5. Рефлексия
- О ком мы составляли рассказы?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать?
- Как можно помочь птицам зимой?
Как вы считаете, почему нам удалось составить такие замечательные рассказы? И помочь Ёжику с Лисенком.
Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы помогли Ёжику с Лисенком, составили интересные рассказы о птицах и о том, что о них надо заботиться.