Ольга Матулайтес
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Луч света и тень» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 ст. Родниковской муниципального образования Курганинский район
Муниципальный конкурс
«Юные космонавты»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме «Луч света и тень»
Разработала
Матулайтес Ольга Юрьевна
2014 год
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Луч света и тень“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Цель: создание положительной мотивации на игровую деятельность и формирование познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные : формировать представление о световом луче; познакомить с условиями образования тени.
Развивающие: развивать фантазию, воображение, сообразительность, мыслительные и речевые способности, зрительное внимание, восприятие, мелкую моторику рук, умение сравнивать, анализировать, рассуждать, доказывать.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, самостоятельность.
Речевые: закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом, умение правильно использовать в активной речи сложноподчиненные предложения с союзами что, потому что.
Предварительная работа. Знакомство с солнечным лучом; объяснение понятия «луч, выходящий из точки».
Материал: аудиозапись группы «Спейс», кукла в костюме астронома, фильмоскоп, интерактивная доска, небольшой кусок стекла, лист белой бумаги, игрушки и мелкие предметы (машинка, кубик, пирамидка, карандаш, чашка и т. д.).
На каждого ребенка: лист белой бумаги для рисования, индивидуальные листы с цветными и теневыми (силуэтными) изображениями космонавта в скафандре, летающей тарелки, ракеты; цветные карандаши и фломастеры.
Ход.
Звучит аудиозапись группы «Спейс», появляется кукла в костюме астронома.
Воспитатель: К нам в гости прилетел астроном гном Кнопкин. Он слышал о наших исследованиях и просит вас рассказать, какие лучи вы знаете (ответы детей). Правильно, солнечные, и Кнопкин, и все мы любим их и дружим с ними.
Астроном Кнопкин хочет познакомить нас со своим другом Световым лучом (гасит свет, включает фильмоскоп и направляет объект на экран).
Посмотрите, появился луч, который идет от фильмоскопа к экрану. Это световой луч, или луч света.
Сейчас мы поиграем с ним. Сначала, вытянув руку, я перекрою лучу путь от фильмоскопа. (Показывает.) Что появилось на экране? Правильно, тень от руки.
Игра «Отгадай, чьи это тени?» (с помощью рук создают тени зайчика, котенка, собаки и т. д.).
Воспитатель: Такая игра называется театром теней, попробуйте сами с помощью рук и нашего нового знакомого Светового луча создать тени животных. (Попытки детей.)
Воспитатель выключает фильмоскоп и предлагает продолжить игру с лучом – создать тени.
Воспитатель: У вас ничего не получается? Нет никаких теней? Подумайте почему (рассуждения детей, включает фильмоскоп, конечно, чтобы появилась тень, нужен световой луч.
«Что еще нужно для этого?» - спрашивает астроном Кнопкин.
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите предметы, разложенные на столе, и с их помощью преградите световому лучу путь от фильмоскопа к экрану. (Дети экспериментируют.)
- Вы правы, для образования тени, помимо светового луча, нужен предмет, преграждающий ему путь.
- Попробуем ответить на вопрос астронома Кнопкина «Каким должен быть этот предмет?» Возьмем кусок стекла и поместим его между фильмоскопом и экраном, появилась на экране тень? (тени нет). Теперь между фильмоскопом и экраном поместим лист бумаги (тень есть, какой из этих предметов можно назвать прозрачным, а какой – непрозрачным? (ответы детей).
- Запомните: когда световому лучу преграждает путь непрозрачный предмет, например, лист бумаги, от этого предмета падает тень на то место, где заканчивается путешествие луча, в нашем случае – на экран, если на пути светового луча оказывается прозрачный предмет, например, стекло - тень от этого не образуется, луч проходит сквозь него.
- Наш друг предлагает немножко отвлечься и сделать с ним небольшую зарядку.
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
Воспитатель: Гном Кнопкин принес интересные рисунки (раздает каждому ребенку лист с цветным и теневым изображением космических персонажей и предметов; лист бумаги для рисования).
- Кто и что изображено на рисунке? (ответы детей). Возьмите фломастеры и соедините линиями космические предметы и персонажи с их тенями. Потом нарисуйте какой-нибудь предмет и тень от него.
- Каким карандашом вы будете рисовать тени? Правильно, серым или черным. Рисунки мы поместим в наш бортовой журнал. (Звучит аудиозапись группы «Спейс», дети выполняют задание, педагог незаметно убирает куклу-гнома.)
- Пока вы были заняты рисованием, астронома Кнопкина срочно вызвали на космодром. Он просил передать, что остался очень доволен вашей работой на сегодняшнем занятии по астрономии.
(воспитатель отметил положительную работу каждого ребенка)