Сажнева Римма
Конспект НОД по речевому развитию «Там на неведомых дорожках» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Там на неведомых дорожках».
Программное содержание:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.
2. Развивать умение детей описывать игрушки, активизировать и расширять словарный запас.
3. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя.
4. Развивать зрительное внимание детей при рассматривании сюжетной иллюстрации из сказок, замечать несоответствие содержанию сказки, высказывать своё суждение.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Там на неведомых дорожках“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
6. Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки, желание помочь.
Предварительная работа.
Воспоминание о ранее прочитанных сказках, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание и описание игрушки медведя, чтение сказки «Три медведя».
Оборудование.
Воздушный шарик, самодельная книга с пустыми страницами. Иллюстрация к сказке «Репка» (вместо внучки- заяц). Ширма- домик с окошками (в окошках - герои сказки «Теремок», кроме медведя, мягкая игрушка- медведь, кукла Машенька. Игрушечные кастрюли, наполовину наполненные водой, и трубочки для коктейля на каждого ребёнка. Иллюстрации к сказкам; «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя». Книга «Русские народные сказки».
Ход занятия.
Сюрпризный момент «Книга сказок». Дети заходят в группу и видят взлетевший к потолку воздушный шарик, к ниточке которого привязана книга.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите: к нам в группу прилетел воздушный шарик и принёс нам книгу (берёт книгу в руки). Это волшебная книга со сказками! Давайте почитаем!
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: - Ой, но здесь нет никаких сказок! Страницы книги пусты (перелистывает книгу и показывает детям). Наверное, сказки потерялись. Всё же одна иллюстрация есть (показывает иллюстрацию к сказке «Репка»). К какой сказке эта иллюстрация? Всё ли на ней правильно изображено? Дети объясняют, что в сказке «Репка» нет зайчика, а вместо него должна быть внучка.
- Молодцы! Вы такие внимательные. Но, где же другие сказки? Давайте их найдём!
Дети встают за воспитателем и идут по «дорожке».
Физминутка.
«Мы шагаем по дорожке :
Раз – два! Раз – два!
Громко хлопаем в ладошки:
Раз- два! Раз – два!
Поднимаем ручки
К солнышку и тучке.
У дорожки – теремок.
Он не низок (приседают,
Не высок (встают).
В нём живёт лягушка Квак,
Быстро прыгает, вот так!» (прыжки на месте).
Дети выполняют движения в соответствии с содержанием текста.
Дети с воспитателем подходят к домику – ширме.
Да тут и впрямь теремок стоит! Кто же здесь живёт? Дети называют героев сказки «Теремок», воспитатель вставляет мордочки животных в окошечки.
- У всех героев этой сказки есть свои прозвища. Здесь живёт не просто лиса, а лисичка- (сестричка, зайка - (попрыгай-ка, мышка - (норушка, лягушка - (квакушка, волчок - (серый бочок).
Мышка – норушка – хозяюшка. Рано утром встаёт, кашку вкусную всем варит, да приговаривает: (дети чётко произносят слова вместе с воспитателем).
Ну – ко, ну – ко, ну – ко, ну –ли,
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите!
Кашу сладкую варите,
В теремке всех накормите.
- Давайте поможем мышке сварить вкусную кашу!
Дети проходят к столам.
Дыхательное упражнение «Каша кипит» : перед каждым ребёнком на столе стоит игрушечная кастрюля, наполовину наполненная водой, и трубочка для коктейля. Дети вдыхают носом и выдыхают воздух ртом через трубочку в воду так, чтобы на поверхности воды появились пузырьки -3 раза.
- Умницы, кашу сварили. Теперь все жители теремка будут сыты.
Словарная работа.
- Ребята, а мы с вами про кого – то забыли. Кто же ещё был в сказке «Теремок»? Конечно, же, медведь. Что – то я забыла, как выглядит медведь. Какой он? Дети подбирают прилагательные: большой, коричневый, косолапый. Неуклюжий, толстопятый и т. д.
- А что умеет делать медведь? Подбор глаголов детьми: (рычит, переваливается, ловит рыбку, лазит по деревьям, спит в берлоге, сосёт лапу, рвёт малину т. д.)
Медведь живёт в лесу, это дикий зверь.
- Вы мне так хорошо рассказали про медведя, что я сразу поняла, что это и есть медведь (достаёт мягкую игрушку-медведя). А ещё я знаю сказку, в которой живёт медведь. Он там говорит: «Сяду на пенёк, съем пирожок!» Как называется эта сказка? Дети:- «Маша и медведь».
- Правильно дети, это сказка «Маша и медведь». Посмотрите, у нашего медведя даже короб есть. Давайте посмотрим, что в нём? (Находит куклу Машеньку). Да это же Машенька, давайте поздороваемся с ней! (Маша здоровается с детьми).
-Мишка и Маша приглашают нас на танец! Хотите потанцевать? (Танец «Мишка с Машей громко топают».)
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, а в коробе ещё что-то есть. Давайте посмотрим! Да это наши потерянные сказки, но что бы их увидеть, надо разгадать загадки. Слушайте внимательно.
Как- то мышка невеличка на пол сбросила яичко
Плачет баба, плачет дед, что за сказка, дай ответ. (Курочка - Ряба). Достаю иллюстрацию к сказке.
Вопросы к сказке.
Кого вы видите на картинке?
Какое яйцо снесла курочка?
Кто разбил яйцо?
- Послушайте ещё одну загадку.
На сметане я мешён
На окошке я стужён
У меня румяный бок
А зовусь я … (колобок). Дети рассматривают иллюстрацию.
Вопросы к сказке.
Кто слепил колобка?
Кого встретил колобок в лесу?
Кто обманул колобка и съел его?
- Молодцы ребята, отгадайте ещё одну загадку.
Возле леса на опушке трое их живут в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Отгадайте без подсказки
Кто,герои этой сказки? (Три медведя)
Вопросы к сказке.
Как звали медведей в сказке?
Каким голосом говорил Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
Что сломала девочка в домике у медведей?
Воспитатель подводит положительный итог НОД, произнося слова похвалы. Незаметно достаё т книгу сказок с иллюстрациями и показывает детям: «Вот мы и помогли сказкам вернуться обратно в книгу. Эта книга будет жить в нашем книжном уголке, и мы сможем в любое время прочитать наши любимые сказки.»