Инна Иванова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Волшебное дерево»
▼ Скачать
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Волшебное дерево»
Задачи: Выявить умения и навыки по коммуникации на конец года.
Материал:
1. Стихотворение - «Про ежа и чижа.»
2. Горшочек с цветком, картонная бабочка на леске.
3. Портрет – А. Л. Барто, Ю. Кушак, К. И. Чуковский
4. Физминутка
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе „Волшебное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
5. Картина «Кошка с котятами»
6. Картинки
7. Очки большие с зелеными стеклами.
Ход занятия.
- Дети входят в группу.
- Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости.
Давайте поздороваемся с ними сначала тихо, а потом громко. «Здравствуйте!»
-Дидактическое упражнение «Давай познакомимся»
- Ребята, а теперь вы представьтесь нашим гостям. Нужно назвать свое имя и фамилию.
- Ребята, а когда встает солнце? Да, ребята, правильно!
Солнце просыпается раньше всех, а потом поднимается высоко в небо.
- Давайте мы с вами поздороваемся с солнцем.
«Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок
Мы живем в саду одном
Все тебя приветствуем!»
- А, теперь давайте поймаем лучик солнышка и подарим друг другу и гостям. Проходите ребята, садитесь на стульчики, сядьте красиво, ножки подружились, приготовили глазки и ушки. Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы и т. д. Сегодня мы будем работать, и играть с этим необычным деревом. Не листочки на нем, не цветочки на нем, а карточки с заданиями. На каждое выполненное задание, появится листочек. И если со всеми заданиями справимся, то у нас получится красивое дерево с листочками.
- Снимаем с ветки первую карточку с заданием.
- Послушайте маленькое стихотворение:
Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа.
Молоко дадим ежу,
Крошки вкусные – чижу.
- У кого есть иголки? (у ежа);
- У кого есть клюв и крылья? (у чижа);
- Кому дадим молока? (ежу);
- Кому дадим вкусных крошек? (чижу).
- Посмотрите на стол. На столе стоит горшочек с цветами. А вот появилась порхающая бабочка, бабочке очень понравился цветок. Посмотрите, как она порхает вокруг него. Расскажите, где находится бабочка: бабочка порхает над цветком, бабочка на цветке сидит, за цветком сидит бабочка, перед цветком сидит бабочка, слева порхает бабочка, справа порхает бабочка (правильно использовать в речи предлоги «в», «на», «под», «над», «за», «перед».)
- Снимаем с ветки следующую карточку с заданием.
- Дидактическая игра «Отгадай сказку»
- А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду называть отдельные слова, а вы должны догадаться, какая это сказка. Готовы?
• Дед, сани, рыба, лиса, волк, прорубь («Лисичка – сестричка и серый волк»);
• Зайчик, лиса, выгнала, петушок («Заюшкина избушка»);
• Избушка, коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят).
- А сейчас вам нужно угадать название сказки.
• Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А, ну. Подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
• На сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок.)
• Всех важней она в загадке, хоть и погребе жила: Репку вытащить из грядки, деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки «Репка»)
• Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
• Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, хвостик маленький крючком, вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
• Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили (Путаница)
• Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки, обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко». (Краденое солнце)
• Прибегали светлячки, зажигали огоньки – то-то стало весело, то – то хорошо! (Муха – Цокотуха)
- Кто написал «Путаница», «Краденое солнце», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон» эти замечательные сказки (К. И. Чуковский).
- A сейчас предлагаю назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
• «Не садись на пенек, не ешь пирожок» («Маша из сказки «Маша и медведь»)
• «Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси – Лебеди»)
- Фзминутка. Игра «У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
- Игра «Часы»
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол.)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(два хлопка.)
Мышь скатилась кувырком.
(те же движения)
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(три хлопка.) и т. д.
- Снимаем с веточки следующую карточку с заданием.
- Д/упражнение. Составь рассказ по картине. «Кошка с котятами».
- Ребята, мы будем составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, когда узнаете отгадку.
- Послушайте загадку.
Острые коготки,
Мягкие подушечки
(кошка)
- Кого вы видите на картине? (Кошку с котятами).
- Давайте расскажем о кошке. Опишите ее внешний вид. Какая она? (Большая, пушистая).
- Какие у нее грудка, передние лапки? (Белая грудка, белые передние лапки).
- Какие у нее мордочка, спина и хвост? (Мордочка у нее рыжая с белым пятном, спина и хвост – рыжие с черным пятном).
- Посмотрите, какие у кошки острые уши, зеленые глаза, длинные усы.
- А что делает кошка? (кошка лежит и смотрит на котят).
- Посмотрите на котят. Что можно сказать о котятах? Какие они? Чем отличаются котята? (Один – рыжий, другой – черный с белыми пятнами, третий – пестрый). Они отличаются цветом, разной окраской шерсти.
- А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок? (Один играет с клубком, другой спит, третий лакает молоко).
- Чем похожи котята? (Они все маленькие, одинаковые по величине).
- Котята очень разные, хотя и похожи. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок. (Дети придумывают клички).
- Котенок (называют кличку) играет. Как еще можно сказать про него? Что он делает? (Резвится, прыгает, катает клубок).
- Котенок (называют кличку) спит. Как еще можно сказать. Что он делает? (Лежит, закрыл глаза, мурлычет).
- А этот котенок (называют кличку) лакает молоко. Как сказать по- другому, что он делает? (Пьет, ест, наклонил голову).
- Как вы думаете, кто оставил здесь корзину с нитками? Расскажите: что произошло дальше?
- Предложить рассказать рассказ (один начинает, другой продолжает).
- «Однажды бабушка поставила корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка с тремя котятами. Все котята были разные! (Черный с белыми пятнышками спал около мамы, серый с черными полосками лакал молоко. А рыжий – самый озорной – прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все нитки запутал. Кошка- мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала).
- Снимаем с веточки карточку с заданием.
- Дидактическая игра «Мир стихов»
- Ребята, перед вами портрет автора стихотворения.
- А кто автор этого стихотворения? (Агния Львовна Барто).
- Агния Львовна Барто писала не только для маленьких, но и постарше детям.
- Прочитайте стихотворение, которое было написано для старших детей (чтение стихотворения «Я знаю, что надо придумать», ребенок надевает очки с зелеными стеклами».)
- Чтение стихотворения Ю. Кушака «Олененок»
- Прочтите русскую народную песенку: «Тень – тень – потетень».
- Снимаем с веточки карточку с заданием.
- Д/упражнение. «Сделал» и «делает».
- На картинке изображены девочки и мальчики (кто- то из ребят все делает быстро, а кто- то все делает медленно. Расскажите по картинкам (что мальчик еще лепит зайчика, а другой мальчик уже слепил зайчика и т. д.)
- Снимаем с веточки карточку с заданиями.
- Д/упражнение. «Не ошибись»- песенка Язычка (веер со звуками)
- Показываю на веере звук, дети называют этот звук.
- Дети хлопают в ладоши (если в слове услышали правильный звук). Если услышат слово не с тем звуком, который дан в задании (показывают раскрытые пальчики). - Какой звук слышится в этих словах? (называние слов – скатерть (с, заиграла (з, цыпленок (ц, шампунь (ш, шапка, шишки, жук (ж, можно, калач, каблучок, чародей, чижик (ч, щетка, щенок, щука (щ, лимон, лейка, ландыш (л, ракета, ребенок, рисунок (р) и т. д.
- Д/упражнение. «Что из чего».
- Апельсиновый сок из чего сделан из апельсинов, яблочный (из яблок, грушевый (из груш, вишневый (из вишен, сливовый (из слив) и т. д. ;
- Варенье из черники (черничное, брусники (брусничное, ежевики (ежевичное, малины (малиновое) и т. д.
- Игра. «Весенние слова».
- Называю слово, а вы говорите какое оно.
- Небо…голубое, чистое, серое, белое и т. д. ;
- Листья… зеленые, молодые, липкие и т. д. ;
- Трава…зеленая, мягкая и т. д. ;
- Ветер… теплый, свежий, сильный, прохладный и т. д. ;
- Ложка…деревянная, пластмассовая и т. д. ;
- Мороженое…холодное, белое и т. д. ;
- Лампочка… круглая, стеклянная, прозрачная и т. д.
- Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания. Посмотрите, какое красивое стало наше дерево с зелеными листочками. Молодцы! Смело можно шагать по дороге в старшую группу!