Елена Бодунова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Кто в домике лесном живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В процессе ознакомления детей с природой особое внимание следует уделять такой форме работы, как образовательная деятельность комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерностях процессов.
Задачи
Образовательные:
– Закреплять умение узнавать и называть деревья по одному-двум признакам;
– Закреплять понятие «смешанный лес»;
– Закреплять умение называть убежища животных;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию „Кто в домике лесном живет?“» размещена в разделах
– Уточнять, расширять представления о приспособленности растений и животных к изменениям в неживой природе.
Воспитательные:
– Продолжать воспитывать интерес к изучению животного и растительного мира, бережное отношение к природе.
Развивающие:
– Развивать речь, память, мышление;
– Продолжать развивать интерес к коллективным формам работы.
Словарная работа
Труднопроходимый (лес, бурелом, развилка (ветвей, вывороченные (корни, выстилает, отъедается, вышелушивает, кормится, лакомится, расщелина (дерева).
Предварительная работа
– Беседы на темы: «Как белка, ёж и барсук готовятся к зиме», «Зимующие и кочующие», «Где ты спишь, лесной богатырь?», «Лесные тайнички», «Почему деревья сбрасывают листья?»;
– Дидактические игры и упражнения: «Кто лишний?», «Кого не стало?», «Что сначала, что потом?», «Узнай по описанию», «Кто спрятался в лесу?»;
– Чтение сказок и рассказов о природе: И. Соколов-Микитов «Глухарь на гальке», «Ёж», «Белки», «Тетерева», «Зима в лесу»; В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»; Д. Зуев «В октябре звери строят свои зимние убежища…», «Листопад кончился».
Материал
проектор, ноутбук, экран; магнитофон, диск с записями отрывков концертов А. Вивальди «Времена года» («Зима», П. И. Чайковского «Времена года» («Осень»); картинки животных, на подносах плоды, семена, кора деревьев; для коллективной аппликации лист ватмана (тонированный, контуры деревьев на каждого, принадлежности для аппликации, нарезанные шерстяные нитки, картинки животных для коллективной работы, фланелеграф.
Интеграция образовательных областей:
Познание
Социализация
Коммуникация
Безопасность
Здоровье
Худ. творчество
Музыка
Ход
Дети стоят полукругом. Предложу послушать отрывок из рассказа И. Тургенева «Лес осенью»: «Ясный, немножко холодный день, берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь. Свежий ветер тихонько шевелит и гоняет упавшие, покоробленные листья». Спрошу, когда это бывает? (осенью).
Предложу представить себя в осеннем лесу и отгадать, какие в этом лесу растут деревья. Дети садятся за столы.
Загадки:
1. Белоствольная (береза);
2. Мощный, раскидистый (дуб);
3. (ель);
4. Высокая, хвойная (сосна);
5. Тонкоствольная, с ярко-красными плодами (рябина)
Слайд №1
Спрошу, как называется лес, в котором растут разные породы лиственных и хвойных деревьев? (смешанный)
Слайд №2
Звучит аудиозапись «Времена года» А. Вивальди
«Тихо в осеннем лесу. Природа как будто засыпает. Она кажется неподвижной, будто уставшей за весну и лето. Но мы знаем, что из всех тайничков следят за нами. Кругом много зверей, птиц. Приближающаяся зима заставила неутомимо трудиться всех обитателей».
Слайд №3
Вопросы:
– Чьи это убежища? (беличьи)
– Из чего белка вьёт гнездо? (из веток)
– Какое место на дереве выбирает белка для гнезда? (развилку ветвей)
Слайд №4
Вопросы: «Как вы думаете, чье убежище будет в этом месте?» (медвежье);
«Какое место выбирает медведь для берлоги?» (труднодоступное, глухое, где много бурелома, густой ельник);
«Расскажите, где в ельнике медведь устраивает берлогу?» (около поваленной ели, под вывороченными корнями);
«Где будут спасаться от зимних ветров животные, которые не строят гнезд, не роют нор?» (в поваленных сгнивших деревьях, под ветками деревьев, за деревьями).
Физкульминутка «Берёзы косы расплели»
Березы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополя заохали.
Согнулись ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело
Лишь ёлочка зеленая
К зиме похорошела!
Дети садятся на ковры;
«Деревья сбросили листву, спасая себя от потери влаги и повреждений. Это очень важное явление и для всего животного мира».
«Расскажите, кто из животных и как использует опавшую листву?» (медведь выстилает берлогу; белка – гнездо; барсук утепляет нору; ёж утепляет листвой гнездо).
«Осенью на деревьях и кустарниках созрело огромное количество плодов и семян – они помогут пережить суровое зимнее время, и не только плоды и семена. Ветки, кора, почки спасут от голода многих животных». Дети садятся на стулья.
«Расскажите, кто из животных и зачем приходили осенью к дубу?» (медведь отъедается желудями; лось отъедается желудями).
«Кто еще кормится около дуба?» (кабан, мышь).
«Кто сделал запасы желудей?» (белка, сойка, поползень).
«Какие две крупные лесные птицы любили полакомиться желудями?» (глухарь, тетерев).
Слайд №5
«Кто кормится зимой семенами еловых и сосновых шишек?» (дятел).
«Кто еще активно вышелушивает семена еловых и сосновых шишек?» (клёст).
«Почему клёст может выводить птенцов зимой?» (может прокормить птенцов).
«Кого спасет от голода сосновая хвоя?» (глухаря).
Слайд №6
«Каким кочующим птицам помогут выжить зимой ягоды рябины?» (снегирю, свиристелю).
Слайд №7
«Какая птица сделала запасы кленовых и ясеневых семян?» (поползень).
Слайд №8
«Расскажите, какая птицы на зиму поселится в берёзовой роще и почему?» (тетерев, потому что всю зиму питается березовыми сережками почками).
Слайд №9
Дидактическая игра «Кто чем питается».
Затем предложу подойти к своим столам, чтобы закончить коллективную аппликацию «Лес». Перед началом работы проведу пальчиковую гимнастику «Ёлочка». Напомню о технике безопасности во время пользования ножницами и кисточками. (Ствол наклеен заранее, дети доделывают ветки и наклеивают дерево на общий лист). Детям, которые справились быстрее, предложу поселить в лесу животных (наклеить заранее приготовленные картинки). Аппликация проходит под музыку П. И. Чайковского «Времена года».
По окончании работы дети стоят свободно около пано. Спрошу: «Что такое деревья и кустарники для животных?», «Можно ли сказать, что животные и деревья зависят друг от друга?».
Подведу итог: «В природе всё связано между собой. Посмотрите, как удивительный мир перед нами. Изучать его можно каждый день и каждый день делать новые открытия».
На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности прослеживается использование трёх методов:
1) Словесного, представленного рассказом, беседой;
2) Наглядного, представленного иллюстрированным материалом;
3) Практического, представленного игровыми действиями, художественным творчеством.
В случае данной образовательной деятельности очень большое значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая сформулировать выводы.
Литература
Методическое пособие «Юный эколог» - Николаева С. Н. изд. «Мозаика-синтез» 2010 г.
Энциклопедия «Животные планеты» - изд. «Махаон» 2007 г.
Энциклопедия «Животные» - изд. «Махаон» 2006 г.