Ирина Ивановна Дроботова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по гончарному ремеслу в рамках инновационного проекта «Кубанская хата»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в средней группе посещение музея «Кубанская хата».
Тема: посещение музея «Кубанская хата».
Цель: Дать представление о жизни людей в старину, об изготовлении и использовании глиняной посуды в быту.
Программные задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по гончарному ремеслу в рамках инновационного проекта „Кубанская хата“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
Дать представление о жизни людей в старину, сформировать представление о посуде, об особенностях её изготовления, закрепить названия Кубанских блюд. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: кубанская хата с утварью.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением глиняной посуды; чтение загадок о посуде; беседа на тему: «Из чего мы едим и пьем?», рассматривание посуды из разных материалов.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети вместе с воспитателем на паласе в игровом уголке.
В группу входит казачка, в руках у неё глэчик.
Казачка: Здравствуйте ребята, как у вас здесь красиво, уютно. А куда это я попала?
(ответы детей)
2. Актуализация в игровой ситуации.
Казачка: ребята, меня величают Антонина Петровной, я ходила на ярмарку, чтобы купить глэчик для молока (показывает, а назад пошла другой дорогой и заблудилась. Что же мне делать?
Воспитатель: мы тебе Антонина Петровна поможем. Ребята, вы хотите помочь нашей гостье?
(ответы детей)
Воспитатель: а как вы думаете, как мы можем помочь?
(ответы детей)
Воспитатель: Антонина Петровна, наши ребята готовы вам помочь. Только скажите нам, где вы живёте и где находиться ваш дом?
Казачка: чтобы узнать где я живу, ответьте на вопросы:
как называется край, в котором мы живём?
(Ответы детей) (Краснодарский край)
-А как ещё можно назвать наш край?
(ответы детей) (Кубань)
Казачка: правильно, ребята, я живу на Кубани. А мой дом так и называется «Кубанская хата»?
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: ребята, а вы когда-нибудь слышали про «кубанскую хату»?
(ответы детей)
Воспитатель: а вы бы хотели посмотреть на кубанскую хату?
(ответы детей)
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое, в те времена, когда ещё не было ваших пап и мам, а ваши бабушки и дедушки были такими маленьким, как вы.
Вы согласны?
(Ответы детей)
Воспитатель: тогда отправляемся в путь.
(Идут в музей кубанской хаты)
Воспитатель: долгий путь у нас, нужно быть аккуратными.
ФИЗМИНУТКА:
Мостик в стороны качался,
Вдруг мы видим: у куста (ходьба на носочках, руки в стороны)
Выпал птенчик из гнезда.
А под ним ручей смеялся.
Тихо птенчика берем
На носочках мы пойдем,
И назад в гнездо кладем.
На тот берег попадем.
Дальше глубже в лес зашли,
Налетели комары. (руки вверх – хлопок над головой,
руки вниз – хлопок другой)
Комаров всех перебьем
И к болоту подойдем.
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Под кустом пролезть не страшно (ходьба на полуприседе)
И под елкой не опасно.
Друг за другом успевайте,
Только ветки не сломайте.
4. Открытие нового знания.
Казачка: ребята, вот вы и привели меня к моей хате. Заходите, гостями будете.
(дети заходят в хату, рассматривают)
Казачка: ребята, вам интересно узнать про кубанскую хата.
(ответы детей)
Казачка: хаты на Кубани, ребята, строили из самана. Саман - это смесь глины, соломы и лошадиного навоза. Крыли хату соломой или камышом. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.
Казачка: ребята, а вы знаете, что означает белый цвет?
(Ответы детей) (Белый цвет – это символ чистоты и порядка.)
Казачка: на пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.
Так как на Кубани семьи были большие, то в хате стояли длинные деревянные лавки и стол, что бы всем хватило места. В хате обязательно стоял сундук. Отапливалась хата русской печкой. Около печи стоял шкаф для посуды.
Казачка: Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна посуда?
(ответы детей) (Чтобы кушать из нее, готовить в ней).
Казачка: Посмотрите на посуду, которая стоит у меня на шкафу. Как вы думаете, из чего сделана эта посуда?
(ответы детей) (Из глины).
Казачка: а хотите узнать, как она изготавливается?
Посуду сначала лепят из глины, потом обжигают в больших печах.
Если мы возьмем посуду в руки, то мы почувствуем, что она теплая, как будто еще хранит тепло большой печи.
Дети вместе с казачкой рассматривают посуду, устанавливают, что она ещё и прочная.
Казачка: люди на протяжении долгих лет пользовались только глиняной посудой.
А хотите узнать, какой путь она прошла, прежде чем попала к нам на стол.
(Ответы детей)
Казачка: Ну, тогда слушайте.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Казачка: для того чтобы сделать посуду, нам нужна глина.
Сначала, просушенную глину просеивали и заливали водой, чтобы получить однородную смесь.
Затем глину укладывали на гончарный круг, для изготовления изделия. Затем глиняное изделие должно пройти сушку. В первые дни посуду сушили в помещении. После этого изделия досушивали на протопленной печи.
Что бы посуда была прочной, её обваривали в жидком растворе клейстера из ржаной или овсяной муки, или же в молочной сыворотке. Гуща проникает глубоко в стенки глиняной посуды и надёжно закупоривает её поры.
Ну, вот и всё, можно из неё кушать.
Ребята, а вы можете мне назвать блюда, которые любят готовить на Кубани?
(ответы детей)
Пальчиковая гимнастика.
Взяли мы стакан воды, в мисочку налили.
А потом яичко вбили. Чуть-чуть посолили.
Мы просеяли муку. Тесто замесили.
Для начинки мы картошку с луком положили.
Скалкой тесто раскатали. И кружочки делать стали.
Нет, мы вовсе не шалили. Мы вареники лепили.
Рефлексия.
Ребята, сегодня мы с вами узнали о жизни людей в старину, об изготовлении глиняной посуды.
Скажите мне пожалуйста:
- Из чего строили хаты на Кубани?
-Чем крыли крышу на хате?
- Что означает белый цвет хаты?
- Из чего делалась посуда?
Воспитатель: ребята, давайте скажем Антонине Петровне спасибо за интересный рассказ. А сейчас нам пора обратно возвращаться в детский сад.