Елена Штатнова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Поможем коту Матроскину»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Образовательные :
• познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15;
• учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;
• совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов;
• закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Поможем коту Матроскину“» размещена в разделах
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
• развивать умение анализировать вес предмета и уметь определять независимо от их внешнего вида одинаково весят предметы или нет;
• развивать внимание, воображение, логическое мышление.
3. Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения;
• воспитывать желание оказать помощь товарищу;
• воспитывать интерес к математическим занятиям.
Дидактический материал:
1. Демонстрационный: магнитная доска, 15 кругов, счетные палочки, 5 морковок и 5 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук).
2. Раздаточный: счетные палочки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, красный треугольник, черный овал).
Предшествующая работа:
1. Образование чисел второго десятка;
2. Составление чисел 3 и 4 из двух меньших;
3. Определение и анализ веса предмета;
4. Заучивание физкультминутки;
5. Определение местоположение предметов относительно себя и на листе бумаги.
Предварительная работа:
Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.
Здоровьесбережение.
Учить детей следить за своей осанкой.
Продолжать развивать координацию движения.
Приоритетная образовательная область : «Познание».
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Социализация», «Труд».
Социализация.
Воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Коммуникация.
Развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление активизировать словарь детей.
Труд.
Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке.
Методические приёмы.
Игровой.
Наглядный.
Словесный.
Практический.
Материал.
Демонстрационный: игрушка – кот Матроскин, магнитная доска, карточки с числами, мяч, 15 кругов, 10 морковок, 10 свекол, картинки с изображением овощей (морковь, свекла, 5 разных по весу баночек.
Раздаточный: наборы геометрических фигур (красный, желтый, зеленый круги, треугольник, овал, карточки с цифрами от 1 до 15, счетные палочки (10 красных и 5 зеленых) на каждого ребенка, резиночка на каждого ребенка, листы бумаги.
I. Организационный момент (5 мин.)
II. Основная часть (22 мин.)
III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)
Ход НОД.
Дети стоят в кругу.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Разминка.
- Сейчас мы немного поиграем. Я буду бросать вам мяч, и задавать вопрос, а вы будете ловить мяч и давать ответ на мой вопрос.
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
11. Сколько яблок на берёзе, если три росло, одно упало? (0)
12. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (3)
13. Что произойдёт с белым платком, если опустить его в Чёрное море? (он станет мокрым)
14. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе? (0)
15. Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли 6 варежек. Сколько детей лепили снеговика? (3)
Дети рассаживаются на свои места.
- Но прежде чем мы начнем заниматься, давайте вспомним правила поведения во время занятия:
- Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя. (достойно)
- Стул и стол - это не кровать и на них нельзя (лежать)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)
- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.
- А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь, людей насмешишь»)
1 часть. Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком».
На магнитной доске 10 кругов. Воспитатель говорит детям, что это баночки с молоком, которые приготовил Матроскин. Воспитатель предлагает детям отсчитать столько же счетных палочек и пересчитать их. Он просит детей перевязать палочки резинкой и поясняет, что у них получился пучок из десяти палочек.
Воспитатель:
- Сколько пучков у вас получилось? (Один).
- Сколько палочек в пучке? (10).
- Один пучок называется десятком. Очень давно его называли - дцать. Обозначьте один десяток цифрой и назовите число (Один).
Воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладет еще один круг. Он поясняет, что дальше Матроскин считать не умеет, и предлагает детям вместе с ним научиться считать дальше.
Воспитатель:
- Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Одну)
- Положите на пучок одну счетную палочку.
- Сколько у нас десятков? (Один десяток).
- Сколько единиц на десятке? (Одна единица).
- Какое число получилось? (Одиннадцать)
Воспитатель:
- Правильно: один-на-дцать.
Вызванный ребенок выкладывает цифрами на доске число одиннадцать. Дети обозначают число с помощью цифр у себя на столах, и уточняют, сколько в нем десятков и единиц.
Воспитатель выкладывает на доске еще один круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы:
- Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Одну).
- Сколько единиц стало на десятке? (Две единицы).
- Сколько у нас десятков? (Один десяток).
- Какое число у нас получилось? (Две-на-дцать).
- Обозначьте его цифрами. Вызванный у доски ребенок выполняет задание. Дети за столами тоже выкладываю число цифрами.
Таким образом дети считают до 15.
2 часть. Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».
Воспитатель сообщает детям, что Матроскин хочет приготовить салат из 5-ти овощей. Воспитатель выкладывает на магнитной доске 4 морковки и 1 свеклу и спрашивает детей:
- Сколько всего овощей взял Матроскин? (Пять).
- Сколько каких овощей он взял? (4 морковки и 1 свеклу,
- Правильно. Как вы составили число 5?
Воспитатель выкладывает на доске 10 морковок и 10 свекол и предлагает детям составить число 5 по-другому. Все варианты выкладываются вызванным ребенком на магнитной доске: 3 морковки и 2 свеклы, 1 морковка и 4 свеклы, 2 морковки и 3 свеклы, 3 морковки и 2 свеклы.
3 часть. Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».
У детей за столами наборы цифр. Воспитатель предлагает записать рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов цифры. Воспитатель обсуждает с детьми возможные варианты записи рецепта салата. Вызванный ребенок выкладывает варианты на доске.
Физкультминутка.
Бабушка кисель варила (правой рукой «мешает кисель»)
На горушечке (соединить кончики пальцев, а ладони развести в стороны,
Для Андрюшечки (кладут правую руку на грудь,
Летел, летел соколок через бабушкин порог
(скрещивают большие пальцы рук и делают взмахи остальными пальцами).
Вот он крыльями забил, бабушкин кисель разлил
(несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперед).
Вот и нету киселька (разводят руки в стороны,
В черепушечке (складывают ладони лодочкой,
На горушечке (изображают гору).
Бабка плачет «Ай-ай-ай» (вытирают слезы).
Не плачь, бабка, не рыдай! («грозят пальцем»).
Чтоб ты стала весела, мы наварим киселя. Во-о-от столько!
(правой рукой «мешают» кисель и разводят руки в стороны).
4 часть. Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с медом по весу».
На столе у воспитателя 5 баночек с «медом». Он обращает внимание детей на то, что все они разные по весу, и просит расставить баночки, начиная с самой легкой и заканчивая самой тяжелой.
Матроскин показывает самую легкую баночку, обозначенную цифрой 1. Вызванный ребенок сравнивает ее с остальными, взвешивая в руках, и убеждается, что она самая легкая. Следующий ребенок выбирает из остальных четырех баночек самую легкую и обозначает цифрой 2. Таким же образом из оставшихся банок дети выбирают самые легкие и и расставляют их в ряд. Вместе с Матроскиным называют вес каждой баночки: «Самая легкая, тяжелее, еще тяжелее, еще тяжелее и самая тяжелая».
5 часть. Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе».
У детей альбомные листы и геометрические фигуры. Матроскин рассказывает, где какие овощи будут лежать в погребе: капуста посередине (зеленые круги, слева от капусты – морковь (дети кладут треугольник, справа от капусты – свекла (дети кладут красные круги, над капустой – лук (желтый круг, под капустой – картофель (овал). Вызванный ребенок выкладывает геометрические фигуры на магнитной доске.
6 часть. Итог занятия.