Татьяна Матвеева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Письмо солдата»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Письмо солдата"
Воспитатель: Матвеева Татьяна Георгиевна, место работы: МБДОУ "Детский сад № 1" г. о. Самара
Реализация темы: "Письмо солдата" для детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Письмо солдата“» размещена в разделах
- Акция «Письмо солдату»
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Цель: воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине и гордость за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о том, что 9 мая – День Победы;
дать знания о том, что страну защищали и армия, и партизаны.
познакомить с героями В. О. В.
Развивающие:
учить воспринимать рисунки, анализировать их;
вызывать положительное эмоциональное отношение к своим рисункам и рисункам сверстников;
закреплять приемы рисования мелками, акварелью, всей кистью;
активизировать использование слов и словосочетаний: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая, священная война; пехота, солдат, воин, артиллеристы, пограничник, моряк, моряк-подводник, военный врач, связист, танкист, лётчик; фашизм, маршал, военачальник; портрет,исторический жанр.
учить рисовать сюжетную картину "Салют над городом";
учить выделять в рисунке главное и второстепенное.
Воспитательные:
воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
формировать патриотические чувства.
Методы и приемы:
Словесные:
искусствоведческий рассказ;
вопросы;
беседа.
Наглядные:
рассматривание репродукций;
организация выставки.
Практические:
сравнение;
метод "Музыкального сопровождения";
акцентирование деталей;
коллективное восприятие.
Материалы и оборудование: письмо солдата для детей; слайды с картинами (П. Д. Корин "Маршал Г. К. Жуков", В. Е. Панфилов "Александр Матросов", П. Кривоногов "Защитники Брестской крепости", Ткачев А. П. "Сыновья", А. Широков "За Родину", Б. Тарелкин "Товарищи", Б. Щербаков "Зло мира", В. Мочальский. "Победа. Берлин 1945 года. ", А. Лопухов "Победа", К Юон "Парад на Красной площади", Ф. Коган "Салют", Ткачев А. П. "Май 1945", П. Оссовский "Салют победы", фотографии из серии "Военные профессии", фотография "Вечный огонь в Самаре", аудиозаписи песен "С чего начинается Родина", "День Победы", "Марш", "О той весне", "Эх, дороги", "Нам нужна одна победа", "Хотят ли русские войны"; видео военных лет с аудиозаписью "Священная война", кисти, мелки, акварель, листы А4, выставка детских работ о ВОВ.
Предварительная работа:
1. Чтение произведения А. Митяева "Землянка", А. Барто "На заставе", Л. Кассиля "Сестра", отрывок А. Т. Твардовского "Василий Теркин".
2. Разучивание стихотворений О. Масловой " Спасибо героям" и Е. Евтушенко "Хотят ли русские войны".
3. Посещение детей с родителями мемориала Вечный огонь, а также рассказ родителей своим детям о родственниках, защищавших Родину во время В. О. В. (при наличии фотографий принести в группу для организации выставки "Спасибо вам за мир")
Ход:
Звучит отрывок из песни "С чего начинается Родина"
Воспитатель: Ребята, вы все знаете о том, что в этом году Россия будет праздновать 70 лет победы в Великой Отечественной войне. Как вы думаете, когда началась война в далеком 1941 году, кто встал на ее защиту?
Воспитатель показывает карточки с военными профессиями.
Дети: солдаты, моряки, моряки-подводники, летчики, партизаны, танкисты, артиллеристы, связисты, врачи (в случае затруднений воспитатель подсказывает и объясняет суть профессии).
Воспитатель: На нашу Родину не раз нападали враги. И тогда на защиту вставали русские воины, они встали на защиту Родины, стали защитниками Отечества. Воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на земле, на море и в воздухе. Они были настоящими героями.
Раздается стук в дверь.
Под музыку "Эх, дороги" входит почтальон.
"Здравствуйте, ребята. Я принес письмо от солдата" (дает воспитателю треугольник).
Воспитатель: Ребята, в годы войны солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Что же написано в письме?
"Ребята, с июня 1941 года по май 1945 года я, как и весь народ, защищал Родину. Многие погибли на полях сражения, но были и те, кто прошел войну до конца и победил фашизм. Я предлагаю вам окунуться в прошлое и увидеть, как тяжело нам далась эта победа. "
Воспитатель: Ребята, давайте оденем беретки, покружимся и скажем раз, два, три во времена солдата нас перенеси!
Дети одевают беретки, кружатся и проговаривают "Раз, два, три во времена солдата нас перенеси!" Садятся на стулья.
Показывается видео военных лет с аудиозаписью "Священная война".
Воспитатель: а теперь покружимся и скажем: «Раз, два, три в наше время нас верни!»
Обсуждение видео.
Воспитатель: Война коснулась всех людей нашей страны. И у нас в группе есть ребята, у которых прадедушки, прабабушки были на войне. И сейчас мы послушаем рассказы ребят.
Дети рассказывают о своих прадедушках, показывают семейное фото (при их наличии).
Физминутка: «Самолет»
Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Воспитатель: Ребята, а хотели ли наши прабабушки, прадедушки, бабушки и дедушки войны? (Ответы детей) На этот вопрос также ответил поэт Евгений Евтушенко в своем стихотворении.
Дети рассказывают стихотворение Е. Евтушенко
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И пусть вам скажут их сыны,
Хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
Ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
Хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у сестры моей,
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские войны.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все верно, русские не хотели войны, но все же исторически так сложилось, что фашисты напали на нашу страну. Евгений Евтушенко смог на личном опыте убедиться, что русских людей за границей считают агрессорами и разжигателями вооруженных конфликтов. Своим стихотворением Е. Евтушенко подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля. "Не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою", - заявляет автор. Мы с вами посмотрели глазами солдата на войну, глазами поэта, а как художники видели и запечатлели на холсте те года? Давайте посмотрим!
(Показ слайдов картин П. Д. Корина "Маршал Г. К. Жуков", В. Е. Панфилова "Александр Матросов", П. Кривоногова "Защитники Брестской крепости", Ткачева А. П. "Сыновья", А. Широкова "За Родину", Б. Тарелкина "Товарищи", Б. Щербакова "Зло мира")
Обсуждение впечатлений от увиденных картин. Воспитатель показывает фотографию Вечного огня в Самаре.
Воспитатель: Дети, что вы видите на фотографии? (дети отвечают) : "А что такое вечный огонь?"
Дети: Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чем- либо, или о ком- либо.
Воспитатель: "А кому воздвигли этот памятник?"
Дети : Солдатам, не вернувшимся с войны, неизвестным солдатам
Воспитатель: А как народ помнит о них? Слагает песни, стихи, возводит памятники. Каждый год 9 мая проходят парады войск, военной техники и поздравляют ветеранов, хранит материал о защитниках отечества в музеях. Русский народ одержал победу в В. О. В. и вот как художники это изобразили.
Показ слайдов (В. Мочальский. "Победа. Берлин 1945 года. ", А. Лопухов "Победа", К Юон "Парад на Красной площади", Ф. Коган "Салют", Ткачев А. П. "Май 1945", П. Оссовский "Салют победы")
Воспитатель: Ребята,согласитесь, что салют прекрасен и когда его запускают, то он виден многим и все радуются, видя его, потому что салют 9 мая символизирует победу над фашизмом. Давайте в честь великой Победы наших солдат над фашистами нарисуем салют над городом. Но сначала давайте проведем разминку для пальцев:
Вокруг все было тихо, и вдруг салют-салют!
Ракеты в небе вспыхнули и там и тут!
Показ репродукций картин с салютом.
Воспитатель: Дети, обратите внимание, что в картине главное - салют, и он занимает основное место в картине, а дома города мы рисуем внизу. Салют и дома рисуем мелками. После того как нарисуете, берем кисть и акварель и наносим фиолетовый, темно-синий или черный цвет поверх нарисованного, но не забывайте хорошо смочить кисть, наша цель - закрасить белые места. Обратите внимание, что нарисованное мелком, отталкивает акварель.
Дети рисуют. Звучит песня "О той весне".
Воспитатель: Ребята, вы нарисовали очень красивый салют над городом! Молодцы! Чтобы вы никогда не забывали о подвиге русского народа я вам подарю Георгиевскую ленточку! Занятие хотелось бы закончить стихотворением Ольги Масловой "Героям Победы - спасибо!"
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда - в сорок пятом!
Вы кровью и потом
Добыли победу.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.
Мы эту победу-
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!
Под песню "Марш" заканчивается занятие.
Список использованной литературы.
Давыдова Г. Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" часть 1, 2007.
Евтушенко. Е Стихи. Москва: Художественная литература, 1967.