Любовь Олейник
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:
«Ярмарка»
Цель:
• Формировать уважение к традициям русского народа, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
• Закрепить знания детей о русском народных промыслах: «Гжель», «Хохлома», «Народная игрушка»;
• Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства – лоскутной мозаикой, научить детей основам техники лоскутного шитья;
• Обогатить и уточнить словарь детей: ярмарка, лоскутная мозаика, умельцы, «шахматка»;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему „Ярмарка“» размещена в разделах
• Развивать воображение, творчество, выразительность речи, эстетические чувства детей.
Методические приёмы: беседа, рассматривание изделий народного промысла. Пословицы, музыка, народная игра, показ, практическая работа с детьми.
Оборудование: изделия русских народных ремёсел, посуда, расписанная в стиле «Гжель», «Хохлома», «народные игрушки», ткань разноцветная, однотонная, клей-карандаш, клеёнки, рамка для изделия, музыкальные произведения: «Коробейники», «Выйду на улицу».
Ход НОД:
(занятие проводится в группе или изостудии, где выставлены изделия народно-прикладного искуства, хозяйка встречает гостей)
- Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас. «Для дорогого гостя и ворота настежь».
- Вставайте рядком, да послушайте ладком.
- Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом и пословицы говорят. А какие вы знаете пословицы о труде?
Дети:
- Без труда, не вынешь и рыбку из пруда
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи
- Рабочие руки – не знают скуки
- Разговорами кашу не сваришь
- Скучен день до вечера. Коли делать нечего
Хозяйка:
- И чего только не делали народные умельцы: и посуду, и мебель, и украшения. А чтобы товары не залеживались в сундуках у мастеров, они выносили их на продажу. На ярмарку.
- Ребята, а что такое ярмарка?
- Вы когда-нибудь были на ярмарке?
- Да, ярмарка – большой базар, там не только покупают разные товары, но ещё смотрят представление, катаются на каруселях, играют в русские народные игры.
- Предлагаю вам отправиться на праздничную ярмарку.
- Там и на товар поглядеть можно, и себя показать.
Солнце красное встаёт
Всех на ярмарку зовёт
Разливай и квас и мёд
Веселись честной народ
(под музыку подходят к первому прилавку)
- Какие красивые изделия изготовили русские мастера
- А вы знаете, что это за роспись на них? (Гжель)
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Синяя сказка – глазам загляденье
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
- Проходите дальше. А на этих изделиях, что за роспись?
Все листочки как листочки,
А здесь каждый золотой
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
- Ребята, для чего нужны были деревянные ложки?
- А на праздниках их русский народ использовал как музыкальные инструменты. Хотите поиграть?
- На ярмарку возили не только дельный да необходимый товар, не забывали никогда и про деток.
- А как вы думаете, какой товар детям нравиться мог?
- Правильно, игрушки. Вы хотите посмотреть, какие раньше игрушки были? Подходите к новому прилавку. (Дети рассматривают выставку игрушек).
_ Проходим к следующему прилавку. Какие замечательные изделия! А вы знаете из чего они сделаны? (Из лоскутков ткани)
- Все эти вещи сделаны с помощью лоскутного шитья. Лоскутное шитье – очень древний вид творчества. В России техника шитья из кусочков ткани известна издавна. Знали у нас, как латать шелковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета. Из ткани шили одежду, предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундуки, создавая зате5ем знаменитые «бабушкины» яркие, пёстрые одеяла, покрывала и даже картины.
- Посмотрите на эту картину, вы узнаёте сказку? Картина называется «У Лукоморья». Шили всё вручную.
- Что это мы с вами по ярмарке ходим, да чужой товар рассматриваем. Надо бы нам и свою торговлю развернуть. Хотите побывать мастеровыми? Сделать товар да продать его на ярмарке?
- Посмотрите, у меня есть лоскутки. На какую фигуру они похожи? Я предлагаю из этих лоскутков сделать картину, выложив узор.
- Ребята, вы видели шахматную доску? Посмотрите на этот коврик. Правда, похож на шахматную доску? Этот узор так и называется «шахматка». Сейчас мы с вами сделаем узор «шахматку», и у нас получиться настоящая картина.
_ Наши руки хоть и маленькие, но они могут справиться с любой работой. Давайте сними, поиграем.
Игра – шутка
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (руки складываются углом)
Пять сыновей (показать пять пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими носами (показывают длинный нос)
Вот с такими усами (показывают «гусарские усы»)
Вот с такими ушами (ладони поднести к ушам)
Вот с такой головой (очертить круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (показывают большую бороду)
Они не пили, не ели, все на Маланью глядели.
- Занимайте места з столами. Мы с вами шить пока не умеем, но нам поможет клей-карандаш.
- Берите лоскуток, поверните его изнанкой вверх. Левую руку кладите на лоскуток, а в правую карандаш. Тщательно промазывайте все края, середину. За верхние уголки, изнанкой к себе возьмите лоскуток подносите ко мне, чтобы приклеить на общую основу. (Дети выполняют работу)
- Ребята, давайте придумаем название для этой картины. («Маки». «Маковое поле»)
- Товар для продажи готов. Начнём его расхваливать да покупателей приманивать. Превратимся на время в продавцов.
- Тары – бары, растабары, есть хорошие товары!
- Продаю без барыша, зато слава хороша!
- Выбирай, не торопись, а купивши не хохлись!
(Под звучание русской народной мелодии «Коробейники» дети выполняют ярмарочный танец)
1. Продавцы завлекают к себе покупателей.
(заманивают их то одной рукой, то другой, то двумя попеременно)
2. Показываю, какой у них товар в лотке
(проводят руками вправо и влево по воображаемому прилавку)
3. Зазывают покупателей
(поворачивают рук ладонями вверх и вытягивают их вперёд, попеременно сжимают пальцы)
4. Хвалят свой товар
(показывают справа и слева от себя кулаки с поднятыми вверх большими пальцами)
5. Торгуются
(поднимают и опускают плечи, руки согнуты в локтях и слегка расставлены в стороны)
6. «Ударяют по рукам»
(бьют ладонями о ладонь)
7. «Отмеряют и складывают товар в свёрток»
(крутят кистями рук, одной вокруг другой)
8. «Прощаются»
(машут кистями поднятых рук)
- Когда весь товар был раскуплен, и началось настоящее веселье да ярмарочные гулянья. А уж веселиться наши прадеды умели. Га ярмарке без весёлых игр не обходилось. Предлагаю поиграть в игру «Гори, гори ясно!»
- Вот и подошёл к концу наш ярмарочный день, а вместе с ним и наше путешествие в старину. Давайте ещё раз вспомним, где мы сегодня были и что видели? Что вам больше всего запомнилось?
- Спасибо, ребята, вам за радушный приём. А у меня для вас есть угощение:
Конфетки – петушки леденцовые!
Получил леденец – тут и ярмарке конец!