Получи документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Моя Родина»

Ольга Юрьевна Мосина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Моя Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширить знания детей об истории Руси (причинах и предпосылках образования единого государства).

Задачи: закрепить информацию об исторических фактах зарождения Руси; воспитывать интерес к родному городу, стране; помочь детям приобрести четкие представления о государственных символах России; развивать образность речи, обогащать речь синонимами, учить понимать смысл пословиц; тренировать память, сообразительность.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы „Моя Родина“» размещена в разделах

Материал: политическая карта мира; рисунки: лес, река, горы, болото, поле; плоскостные человечки с предметами: топор, рыба, лук, слега, коса. Плакаты с государственной символикой, аудиозапись гимна России. Предметные картинки, символы, игровизоры, фломастеры (синий, красный) по количеству детей. Большие фотографии рек Девица, Ведуга, Дон, разрезанные на 4 части (на липучке, ковролин, магнитная доска, экран, проектор, подборка слайдов с видами города, народный костюм для взрослого.

Предварительная работа: экскурсии по городу Семилуки, чтение книг по теме, проведение занятий о древней Руси.

Ход деятельности:

Дети под народную музыку входят в зал, становятся полукругом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, мы с вами живем в удивительной стране, как она называется?

ДЕТИ: наша страна – Россия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Россия – наша родина, мы здесь родились и живем. Родина – значит близкая, как мама и папа, родная. Посмотрите, на карте она обозначена оранжевым цветом. Скажите, какая она, наша Россия? Что есть в нашей стране?

ДЕТИ: Большая, огромная, необъятная, красивая. У нас есть моря, океаны, реки, озера, горы и леса. Россия – самая большая стана в мире.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой большой?

ДЕТИ: В давние времена Россия была меньше.

ВОСПИТАТЕЛЬ: да, в древние времена Русь занимала меньше территории.

Ребята, давайте вспомним о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие «предки»?

ДЕТИ: Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же «славяне»? подумайте, на какое слово похоже слово «славяне»?

ДЕТИ: «славяне» похоже на слово «славный», «слава».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, а это значит, что славяне – славный народ. Селились они по берегам рек и озер, рядом с лесом. Есть пословица: у леса жить – голодным не быть. Почему так говорят?

ДЕТИ: Потому что в лесу всегда можно найти что-нибудь съедобное: грибы, ягоды, птиц, зверей, лекарственных трав.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте представим, как все это происходило. Славяне придирчиво относились к выбору места для поселения. Что было для них главным?

ДЕТИ: Они выбирали ровное место рядом с рекой на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Славяне селились у реки, богатой рыбой; у леса, пригодного для охоты; на равнине, чтобы сеять хлеб.

Дети крепят на магнитную доску изображения леса, реки, пашни.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Еще на наших территориях есть горы и болота.

Воспитатель крепит картинки с изображением гор и болота.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Жили славяне племенами, то есть по несколько семей вместе. Назывались племена по-разному. Давайте вспомним, как именно?

РЕБЕНОК: Те, кто селился на открытых полянах, на полях, назывались «поляне».

Ставит на картинку с полем человечка с косой.

РЕБЕНОК: Кто селился в лесу среди деревьев – назывались древлянами.

Ставит на картинку с лесом человечка с топором.

РЕБЕНОК: Племя северян жило на севере, и занимались они рыболовством.

Ставит на доску человечка с рыбой.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще было племя кривичей, почему их так назвали?

РЕБЕНОК: Потому что они быстро бегали по горам, метко стреляли и при стрельбе щурили один глаз, «кривили».

Вешает на картинку с горами человечка с луком.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Было еще племя дреговичей. Кто это?

РЕБЕНОК: Это люди, которые жили на болотистых местах. У них были длинные палки, которые называются слегами. С их помощью дреговичи передвигались по болотам.

Ставит на доску человечка со слегой.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Каждое пламя городило защиту, огораживало свое поселение валом, рвом.

Обводить каждый рисунок линией – «огораживает»

Называлось такое поселение «городище». Какое современное слово произошло от слова «городище»?

ДЕТИ: слово «город».

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, как вы думаете, к какому племени могли относиться люди, которые жили в нашей местности – наши предки? Могли они, например, быть дреговичами или кривичами?

ДЕТИ: Нет. У нас нет гор и болот. У нас много лесов, рек, полей. Наши предки могли быть древлянами или полянами.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Славянам тяжело было жить отдельно, трудно было давать отпор врагам, и решили они объединиться.

Заключает все рисунки-городища в кольцо.

Так много лет назад образовалось русское государство – Русь, родина наших далеких предков. Ребята, какие пословицы о Родине вы знаете?

ДЕТИ: родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.

Своя земля и в горести мила.

У кого есть родина, у того есть жизнь.

Всякому мила своя сторона.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют!

В зал входит взрослый в народном костюме и исполняет вместе с детьми танцевальные движения под народную песню.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, что мы Родиной зовем?

РЕБЕНОК: Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамою идем.

ВОСПИТАТЕЛЬ: что мы Родиной зовем?

РЕБЕНОК: Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

ВОСПИТАТЕЛЬ: что мы Родиной зовем?

РЕБЕНОК: Все, что в сердце бережем,

И над небом синим-синим –

Флаг России над Кремлем.

ВОСПИТАТЕЛЬ: что такое флаг? Что вы знаете о российском флаге?

ДЕТИ: флаг – это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного размера и цвета. Российский флаг состоит из трех полос разного цвета: белой, синей, красной.

ВОСПИТАТЕЛЬ: что обозначают цвета российского флага?

ДЕТИ: белый цвет – означает мир, чистоту, благородство.

Синий – небо, честь и правду.

Красный – огонь, любовь, смелость и великодушие.

ВОСПИТАТЕЛЬ: где можно увидеть государственный флаг?

ДЕТИ: на здании правительства, на мачтах кораблей, на самолетах, космических кораблях, на крупных спортивных соревнованиях.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: какие еще есть государственные символы, вы узнаете, если расставите по порядку цифры, а с ними и буквы:

ЕБРГ ИМНГ

2431 2 3 41

Дети выполняют работу на игровизорах.

ВОСПИТАТЕЛЬ: что получилось?

ДЕТИ: это герб и гимн.

ВОСПИТАТЕЛЬ: что изображено на гербе России?

РЕБЕНОК: на российском гербе изображен двуглавый орел. Он увенчан тремя коронами, в лапах держит скипетр и державу – символы власти. На груди орла – герб города Москвы. Это означает, что Москва – главный город, столица, сердце России.

ВОСПИТАТЕЛЬ: где можно увидеть герб?

ДЕТИ: на монетах, паспортах, флагах, печатях и важных документах.

ВОСПИТАТЕЛЬ: а что такое гимн?

РЕБЕНОК: гимн – торжественная песня. Исполняется в особо торжественных случаях. Когда звучит гимн, люди слушают его стоя.

ВОСПИТАТЕЛЬ: давайте послушаем отрывок из гимна России.

Дети и взрослые стоя слушают куплет из гимна.

ВОСПИТАТЕЛЬ: а сейчас возьмите со стола по одной картинке приложите к ней герб или флаг.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: следующее задание: возьмите игровизоры, от заданной точки отсчитайте 9 клеток вправо и соедините точки линией. Отсчитайте 2 клетки вниз и проведите линию. Затем 9 клеток влево, проведите линию, 2 клетки вниз, проведите линию, 9 клеток вправо, проведите линию, 2 клетки вниз и проведите линию, Затем 9 клеток влево. Что у вас получилось?

ДЕТИ: ломаная линия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: теперь проведите три вертикальные линии так, чтобы получилось три прямоугольника. На что похоже?

ДЕТИ: на флаг.

ВОСПИТАТЕЛЬ: правильно, теперь добавьте цвета и древко, чтобы ваш флаг стал окончательно похож на настоящий.

Дети выполняют работу – рисуют древко и раскрашивают флаг.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Россия – огромная стана, Родина для всех россиян. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это место, где человек родился и вырос. Что для нас с вами является малой Родиной?

ДЕТИ: наш город, Семилуки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, давайте вспомним, почему наш город так назвали?

ДЕТИ: город стоит на правом берегу реки Дон. Река в этом месте делает седьмой поворот. Раньше поворот реки называли излучиной или лукой. «Семь» и «луки» - «Семилуки».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Величаю, как все, Семилуки,

Но не знаю, кто так назвал.

Оказалось, донские излуки

Дали имя тебе еще встарь.

Ребята, вы знаете, археологи нашли «городище» древних славян на территории нашего города на берегу Дона. Сейчас на этом месте находится памятник II Воздушной Армии. А какие еще реки, кроме Дона, протекают в нашей местности?

ДЕТИ: реки Ведуга и Девица.

ВОСПИТАТЕЛЬ: предлагаю вам сложить фотографии этих рек из фрагментов и угадать, какая река на фото.

3 ребенка выполняют задание.

РЕБЕНОК: река Девица – самая маленькая река, но самая быстрая. Даже в сильный мороз она полностью не замерзает, впадает в Дон.

РЕБЕНОК: река Ведуга – средняя река, впадает в Дон.

РЕБЕНОК: река Дон – самая большая река Семилук и одна из крупных рек России. По ней ходят баржи, лодки, катера.

ВОСПИТАТЕЛЬ: молодцы. А теперь давайте представим, что мы с вами в кинотеатре и посмотрим на экране слайды с видами нашего города.

Дети вместе с воспитателем просматривают слайды, комментируют их.

По окончании просмотра в зал входит взрослый в народном костюме и вручает детям памятные сувениры о городе.

Публикации по теме:

Как животные к зиме готовятся Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах.

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Моя Родина»
Опубликовано: 15 августа 2014 в 14:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Моя Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Юрьевна Мосина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД