Елена Константинова
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Пропавшие звуки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Коррекционно-образовательные
- Активизировать активный и пассивный словарь по теме «Весна». Обогащать словарь антонимами
-Закрепить механизм произношения звуков «С», «Ж» изолированно, в слогах, в словах, в связном тексте
- Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза
-Закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов
Коррекционно-развивающие
-Продолжать развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Соотносить слова с движениями.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста „Пропавшие звуки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
-Продолжать развивать интерес к восприятию различных звуков природы
-Продолжать работать над просодическими компонентами речи (эмоциональная окраска голоса, модуляция, сила голоса)
-Развивать мимику и пантомимику. Укреплять мимические мышцы лица
-Закрепить работу с пиктограммами, мнемодорожками с целью развития мышления, воображения, слухо-речевой памяти и восприятия.
-Коррекция всех психических процессов
Коррекционно-воспитательные
-Воспитание интереса и любви к природе
-Воспитывать чувство ответственности за результат совместной деятельности
Ход занятия
I. Орг. момент
-Доброе утро, дети! У нас сегодня будет необычное занятие. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились. А мы покажем гостям, что знаем и умеем. Скажем всем: «Доброе утро!» и оно действительно сегодня доброе!
Пальчиковая игра «Утро настало»
(Приложение 1)
Какому времени года сейчас все радуются? Почему? (ответы детей)
Все радуются весне!
(Замолкает музыка, солнышко перестает светить)
II. Основная часть:
Что случилось? Кажется, к нам кто-то спешит. Это сорока.
Сорока:- Случилось несчастье! Пропали весенние звуки : перестали петь свои песни птицы, насекомые, не слышна песенка ручейка, и даже солнышко исчезло – не светит и не греет
Дети помогите найти звуки весны! Без них, без солнышка на земле все погибнет. Возьмите вот эту волшебную звуковую шкатулку, соберите в неё весенние звуки и отнесите на поляну Весны
А вот вам маршрутная карта. Она укажет куда идти, где искать весенние звуки и куда их принести.
Рассматривание м/карты (приложение 1) :
Посмотрим, что это за карта, которая должна показать путь и место, где спрятаны звуки весны. На ней все зашифровано. Помогите мне расшифровать карту: мы выходим (откуда) из садика, (куда) в страну больших людей - Великанию. Дорогу нам покажет ручеёк. В Великании будем искать весенние звуки.
Из страны Великании пойдем (куда) в страну маленьких людей - Гномию. Дорогу нам покажут насекомые- пчелы (их песенка). Когда найдем все звуки весны, мы должны их принести (кому) Весне- на весеннюю поляну. Дорогу покажут волшебные дорожки.
Чтобы справиться с этой трудной задачей нам надо быть всегда вместе, помогать в дороге друг другу, не бросать друга в беде.
Начался дождь. Посмотрите, какие цветные крупные капли дождя падают на землю: голубые, синие, фиолетовые, серые. Они хотят нам сообщить, что ожидает нас в пути. Послушаем их.
Что скажет нам Синяя капля? Она удивляется. В пути будет много удивительного и интересного. Вы умеете удивляться?
А что хочет сказать Голубая капля? Она сердится. И нам придется сердиться. Покажите, как вы умеете это делать.
Что говорит Фиолетовая капля? Она радуется. В пути у нас будут и радостные минутки. Порадуйтесь вместе с фиолетовой каплей!
Серая капля восхищается. Как будем восхищаться?
Спасибо, капельки, за предупреждение.
Массаж лица: Пока мы разговаривали, дождик намочил наш лоб, нос, щеки, подбородок. Уберем капельки дождя со лба, с носа, со щек, с подбородка. (приложение 2)
Нам надо спешить. По карте мы отправляемся в страну Великанию, а дорогу нам покажет весенний ручеёк. Вот беда - он бежит, а песенки его не слышно. Поможем ручейку вспомнить песенку? Чтобы правильно ее спеть, надо широко улыбнуться, язычок спрятать за н/зубки, набрать через носик воздух и выдохнуть с силой - с-с-с - зазвучала песенка ручейка.
Открывайте звуковую шкатулку – ловите звуки ручейка.
Пойдем по бережку ручейка в страну Великанию с веселыми стишками - повторяйте за мной:
Са-са-са – вот какие чудеса
Сну-сну-сну – ищем мы везде весну
Сна-сна-сна – где ты прячешься, весна?
Вот и город Великанов. Чтобы зайти в него нам надо превратиться в великанов. Мы будем как великаны, какими? (высокими, сердитыми, медлительными)
Заходим в город, как великаны. В этой стране все очень большое: я вижу не дом, а домище. А вы? (цветок, дерево, забор, трава, листок)
Игра: «Великаны» (приложение 5)
А кто же поможет нам найти звуки весны? Здесь прячется какое-то зверище. Страшно как? Кто же это? Осторожно подойдем и посмотрим (работа по пиктограммам – приложение 4). Это рысь. Какие же звуки весны она сторожит? (дети находят картинки)
В этих картинках спрятаны весенние звуки, но какие? (дети раскладывают картинки по порядку и читают по первым звукам слово - ГРАЧ)
В стране Великанов спрятано пение птиц (звучит фонограмма).
Открывайте шкатулку, собирайте пение птиц.
По карте отправляемся в страну Гномию
А дорогу к нему покажут пчелы. Но они не могут лететь и петь свою песенку. Поможем им? Чтобы правильно спеть песенку пчелы, надо приоткрыть рот, приподнять края и кончик языка вверх, вдохнуть воздух через нос и подуть на язычок, зазвенело наше горлышко ж-ж-ж. - зажужжали пчелы. (Приложение 7)
Открывайте шкатулку, собирайте весеннее пение насекомых!
Поможем им взлететь - с силой подуем на них – полетели пчелки! В путь!
Чтобы веселее было идти повторяйте за мной:
Жат-жат-жат – насекомые жужжат
Жи-жи-жи - пчела над ухом не жужжи
Вот мы и дошли до страны Гномии. Чтобы зайти в страну нам надо превратиться в гномов. Мы будем как гномы, какими? (маленькими, веселыми, быстрыми)
Заходим как гномы. В этой стране все очень маленькое: я вижу не дом, а домик. А вы? (цветок, дерево, забор, листок)
Игра «Гномы» (приложение 9)
А кто поможет нам найти звуки весны? Здесь кто-то прячется. Кто же это? (работа по пиктограммам). Это еж. Он тоже сторожит звуки весны.
Отгадайте загадку: это часть дерева. Весною они маленькие зеленые, потом становятся большими. Летом они большие и зеленые. Осенью становятся разноцветными, падают на землю, шуршат, а зимою их нет (это листочки). Мы слышим шелест весенних листочков.
Открывайте шкатулку, собирайте весенние звуки шелеста листьев.
Мы собрали все звуки весны. Теперь их надо отнести на поляну Весны. На неё попадем только тогда, когда пройдем по весенним дорожкам и проговорим их (мнемодорожки).
Вот и поляна Весны. Открывайте шкатулку, выпускайте весенние звуки : запели птицы, зазвенел ручеек, зажужжали насекомые, зашелестела листва деревьев.
Но где же солнышко? Мы не видим его света и не чувствуем его тепла.
Давайте его позовем!
Закличка:
Солнышко-колоколышко, высвети, выгляни!
(Приложение 12)
Молодцы! Вы справились с заданием!
Небо ярко засияло, землю солнышко пригрело.
Из-за гор, из-за морей мчатся стаи журавлей.
Ручейки в лесу журчат, насекомые жужжат.
Пробудилось все ото сна –
Это к нам пришла весна!
III. Заключительная часть:
У нас было трудное путешествие, но интересное.
Положите одну руку на лоб, а другую на затылок, закройте глаза: вы видите перед собой экран, как у телевизора, и всё наше путешествие от начала и до конца, задания, которые мы с вами выполняли.
Открывайте глазки. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии, какие выполнять задания? (Приложение 13)
А сейчас вас ждет воспитатель, чтобы пойти на прогулку. На прогулке полюбуйтесь весенней красотой, послушайте звуки весны, порадуйтесь теплу весеннего солнца.
Приложение 1
Пальчиковая игра «Утро настало» (авторская)
Утро настало, и солнышко встало!
(упр. «Солнышко»- скрещенные руки поднять вверх, пальцы рук разжаты, напряжены)
Просыпаются птички, птички-невелички,
(упр. «Птичка» - руки скрещены перед собой, сцепление больших пальцев рук, пальцы опускаются и поднимаются вверх, как крылья птицы)
Просыпаются звери и выходят из пещеры,
(упр. «Лиса» «Волк»- к большому пальцу пр. руки прижаты средний и безымянный пальцы (мордочка, указательный и мизинец вытянуть вверх (ушки))
Просыпаются цветочки – зеленые листочки,
(упр. «Цветок»- кисти рук прижаты друг к другу, пальцы разжаты и округлены)
Просыпается ручеёк – звонкий голосок!
(упр. «Ручеек»-ладони и пальцы рук прижаты друг другу, выполняют извилистые движения вперед)
Просыпаются пальчики,
(сжимание и разжимание пальцев рук)
Девочки и мальчики!
(поочередное разведение рук вправо-влево)
Все проснулись, к солнышку потянулись!
(привстать на носочки, руки поднять вверх, потянуться)
Приложение 5
Авторская игра «Великаны» (развитие моторного праксиса)
(Слова в игре произносятся в медленном темпе, скондированно, низким голосом.
Части тела великанов показывать руками в увеличенных размерах.)
В Великании стране люди жили все,все,все
(упр. «Дом» - руки поднять над головой, соединить пальцы рук, образуя крышу дома)
Вот с такими ушами – округленные руки около ушей
Вот с такими глазами,
(упр. «Очки» - соединить большие и указательные пальцы обеих рук в кольцо)
Вот с такой головой – округленные руки вокруг головы
Вот с такой бородой – показать длину бороды ниже колен
Они не ели, они не пили,
(показать поочередно указательным пальцем обеих рук отрицание)
А делали вот так:
(сжимание и разжимание пальцев рук, хлопки, удары по коленям, притопывание ногами)
Приложение 7 Дидактическое пособие по выработке правильной воздушной струи «Пчёлы»
Пчелы сделаны оригами и каждая прикреплена ниткой к крестовине.
Приложение 9
Авторская игра «Гномы» (развитие моторного праксиса)
(Слова в игре произносятся в быстром темпе, высоким голосом.
Части тела гномов показывать руками в уменьшительных размерах)
Как во Гномии стране люди жили все,все,все
(упр. «Дом» - руки поднять над головой, соединить пальцы рук, образуя крышу дома)
Вот с такими ушами,
(соединить большие и указательные пальцы обеих рук в кольцо, поднести к ушам)
Вот с такими глазами,
(упр. «Очки» - соединить большие и указательные пальцы обеих рук в кольцо, поднести близко к глазам)
Вот с такой головой,
(не соединяя большими и указательными пальцами рук показать круг)
Вот с такой бородой – показать длину бороды чуть ниже подбородка
Они не ели, они не пили,
(показать поочередно указательным пальцем обеих рук отрицание)
А делали вот так:
(сжимание и разжимание пальцев рук, хлопки, удары по коленям, притопывание ногами)
Приложение 12 Закличка «Солнышко-колоколышко»
(Работа над силой голоса; координация слова с движением)
(Начинают произносить закличку шепотом, движения выполняют тихо.
С каждым словом повышается сила голоса и громкость выполнения движений)
Солнышко – топают ногами
Колоколышко – хлопают по коленям
Выгляни – хлопают в ладоши
Из-за гор-горы – упр. «Солнышко», встать на носочки
Приложение 13
Рефлексия: Прием психотренинга «Лобно-затылочная коррекция» Упражнение «Визуализация» – перевод пройденного материала на внутренний визуальный уровень.
Данный прием является очень сильным мнемотехническим приемом и позволяет ребенку закрепить знания.
Принимается лобно-затылочная позиция (одна рука на лбу, другая - на затылке). Педагог говорит следующий текст: Закройте глаза… представьте, что возникает цветной экран, как экран телевизора… Вы видите все упражнения, выполненные на уроке, вспомните все…Вы как, будто видите на экране телевизора наше занятие от начала и до конца.
А теперь откройте глаза. Что вам понравилось? Что получилось? Что вы узнали нового?