Ирина Остроглазова
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Как ослик счастье искал»
Программное содержание:
Формирование представлений;
- о числовом ряде от 0 до 20
- о закономерностях построения числового ряда от 0 до 10
Освоение детьми действий моделирования отношений «часть-целое» и выделение компонентов задачи в процессе придумывания задач по части сказки, содержащей числа
Развитие представлений о составе чисел до 10 из двух меньших
Развитие у детей познавательных процессов
Материал:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы „Как ослик счастье искал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
демонстрационный: презентация сказки «Как ослик счастье искал» (выполненная в Power Point, 12 головастиков, 12 лягушек, числовая ось, домик с пустыми окнами, числа от 0 до 9, изображения домика (для выкладывания)
раздаточный: полоски «часть-целое», числовая ось, круги Эйлера (компьютерный вариант, цифры от 0 до 9, два карандаша, счетные палочки (для создания домика)
Данную непосредственно образовательную деятельность я начну с ритуала приветствия «Здравствуй, друг!», использование этого приема позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность. Итогом проведения ритуала приветствия является создание замкнутого круга, что символизирует готовность к совместному выполнению предстоящей работы.
Представьте себе, что мы сейчас в кинозале и будем «смотреть» мультфильм «Как ослик счастье искал. Просмотр наш будет необычный, мы будем решать всякие задачи, считать по-разному и помогать нам будут: волшебная дорожка, у которой есть начало, но нет конца, полоски – «целое – часть», компьютер, но если у вас что-нибудь не будет получаться, то я обязательно помогу вам.
(Дети готовят свои места; релаксация).
Жил на свете Маленький Ослик. Однажды он пошел в лес. Ослик споткнулся о пенек и упал.
-Ах, какое несчастье! – воскликнули птички.
«Не – счастье… А что такое счастье? – задумался Ослик. – Надо пойти к соседке – Овечке. Может быть, она знает, что такое счастье?.»
И Ослик отправился в путь по необычной дорожке, которая состоит из чисел от 0 до 20.
Увидел Ослик дом Овечки, вход в который с другой стороны, а для этого необходимо переложить одну палочку (дети выкладывают дом из палочек).
Овечка была дома. Она вязала носки и что-то тихо напевала.
- Послушай, Овечка, у тебя счастье есть? – спросил Ослик.
Сейчас поищу, - сказала Овечка.
- У меня есть пять шапочек, которые я вязала своим друзьям на зиму. Ослик, ты возьми себе две шапочка.
Что рассказала Овечка: часть сказки или задачу?
Какой вопрос можно задать к этой части мультфильма?
Придумывание задачи по этой части мультфильма.
Решение задачи с помощью полосок «целое – часть».
Решение задачи с помощью чисел, которые есть в задаче.
«У Овечки счастья нет, - решил Ослик.
Ослик ушел. Он шел по дорожке, которая состояла из чисел двойками от 0 до 20.
- Эй, Ослик! – окликнул его кто-то у пруда. Это был Селезень.
- Скажи мне, Селезень, - обратился к нему Ослик, - у тебя счастье есть?
- Есть! – крякнул Селезень. – Много ведер!
Ослик заглянул в одни ведра и увидел плавающих головастиков (их вот сколько, а в других лягушек (их вот сколько) (пересчитываем головастиков и лягушек).
12 лягушек 12 головастиков
«Сколько же ведер у Селезня?» - подумал Ослик.
Поможет нам это узнать «волшебная дорожка»
в одном ведре 6 головастиков (им надо 2 ведра)
в одном ведре 4 лягушки (им надо 3 ведра).
(дети на оси отмечают количество ведер необходимых для лягушек и головастиков, проверяем на демонстрационном материале)
Вывод: пять ведер.
«У Селезня тоже счастья нет», - подумал Ослик.
- А нет ли его у Козочка? Пойду, спрошу!
Физ. минутка
Переход в компьютерный класс «по дорожке», которая состоит из чисел тройками от 0 до 21.
А вот и дом Козочка, но чтобы оказаться Ослику в этом доме необходимо «закрыть окна» на первом этаже (т. е. надо назвать число, чтобы оно вместе с числом второго этажа дало число, написанное на третьем этаже).
- Здравствуй, Козочка. Нет ли у тебя счастья? – спросил Ослик.
- Не знаю – ответила Козочка. – У меня есть молоко, из которого получаю сметану, а из сметаны взбиваю масло. Молока у меня было намного больше 1 литра, а получилось масла намного меньше 4 литров. Сколько же литров сметаны было?
Дети делятся своим мнением. Проверяем на компьютере, сколько было молока, сколько стало масла, сколько - сметаны (2,3 литра). Предварительно – гимнастика для глаз.
- Может быть, это и есть счастье? – ответила Козочка.
- Нет, не думаю. До свидания!
И решил Ослик искать счастье сам, но оказалось, что Овечка и Козочка тоже очень хотят найти счастье. И друзья отправились на поиски втроем.
Долго путешествовали друзья, но вот вышли на поляну, а там под высокой сосной сидела маленькая Девочка. Она заблудилась и поэтому горько плакала.
Выпей молочка, - сказала ей Козочка.
Укройся теплым платком, - предложила ей Овечка.
А Ослик сказал :
- Садись ко мне на спину, и я отвезу тебя домой.
И они тронулись в путь (обратный счет от 20до 10).
Еще издали Девочка увидела свой дом и захлопала в ладоши.
Она спрыгнула с Ослика и расцеловала своих новых друзей.
- Спасибо! – сказала Девочка. – Какое счастье, что вы меня нашли!
- Что она сказала? – спросила Козочка.
- Она сказала – СЧАСТЬЕ, - ответила Овечка.
«Так что же такое счастье?.» - опять задумался Ослик.
И теперь Ослик понял : «Счастье – это когда всем хорошо. Когда у Козочки есть молоко, масло и сметана. У Овечки – шапочка, носки на зиму, у маленькой Девочки – теплый дом, и когда друзья помогают друг другу».
Конец мультфильма, где мы успешно решали всякие задачи, считали по-разному с нашими «помощниками».
Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми материала мини-тренинг «Обсуждение в кругу» в ходе, попрошу каждого ребенка высказать свое мнение о том, что узнали нового, а что уже знали, что понравилось, что вызывало затруднение.
Список литературы
1. Развитие Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа /Под ред. О. М. Дьяченко. Издание второе, исправленное и дополненное. - М : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
2. Планы занятий по программе "Развитие" для подготовительной к школе группы детского сада. УЦ им. Л. А. Венгера "Развитие". - Москва, 1999
3. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М. :Просвещение,1987
4. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду,- М. : Академия,1998
5. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников - М. : Просвещение,1999
6. Новикова В. П. Математика в детском саду (старший дошкольный возраст). Москва, Мозаика-Синтез, 2000
7. И. А. Барташникова, А. А. Барташников «Учись, играя» (интеллектуальный тренинг) Харьков «ФОЛИО» 2008
8. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва «Просвещение» 2005,
9. В. П. Матыцин «Будь еще умнее» Тверь «РИФ» 2004
10. Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головина «Подготовка к школе» Санкт-Петербург 2001
11. Жукова О. Г. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО. Сборник
Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3-6 лет. Книга для воспитателей детского сада и родителей. / Под. ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М, Просвещение, 1991
12. Е. Карганова «Как ослик счастье искал»