Ольга Тупикова
Программа дополнительного образования познавательно — интеллектуального кружка «Эрудит» (Логика) для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Логика» предназначена для формирования у детей элементарных математических представлений, развития психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения, а так же развития познавательной активности детей.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
-более ранним началом систематического обучения в школе,
Публикация «Программа дополнительного образования познавательно — интеллектуального кружка „Эрудит“ (Логика) для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
-значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
-изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи.
Задачи программы:
-обучение счету до 8;
-знакомство с образованием чисел до 8;
-знакомство с цифрами до 8;
-развитие представлений о величине предметов;
-развитие представлений о форме предметов;
-развитие ритма;
-развитие пространственных представлений;
.Особенностью данной программы является более углубленное и расширенное изучение материала по данной теме.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 4-5 лет.
Образовательный процесс по реализации программы рассчитан на 32 недели, общее количество занятий-64.
Предполагается проведение занятий по подгруппам в разных формах: занятия – беседы, сюжетно- дидактические игры, викторины и т. д.
Ожидаемые результаты.
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Учебно - тематический план.
№ Раздел Количество занятий
1 Количество и счет 42
2 Величина 16
3 Форма 7
4 Ориентировка в пространстве и времени 15
5 Ритм 7
6 Логические задачи 13
Содержание дополнительной программы.
№ раздел содержание
1 Количество и счет
• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1).
• Отрабатывание счетных навыков.
• Согласование числительных с существительными.
• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
2 Величина
• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
3 Форма
• Развитие представлений о форме предметов.
• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
• Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.
4 Ориентировка в пространстве и времени
• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
• Формирование представлений «раньше», «позже».
5 Ритм
• Развитие ритмичности с использованием приема чередования предметов.
6 Логические задачи
• Отгадывание загадок.
• Группировка предметов по определенному признаку.
• Исключение предмета из группы по определенному признаку.
• Составление целого из частей.
Перспективный план
месяц № зан. Тема содержание
октябрь 1,2 Диагностика
3 Развитие восприятия цвета, величины предметов Раскладывание указанного количества предметов на полосках разного цвета.
4 Развитие восприятия цвета и формы предметов Обследование фигуры путем обведения ее контуров пальцем и «пробовательных» действий.
5 Установление отношений «больше», «меньше», «поровну». Классификация предметов по определенному признаку
6 Счет до двух. Число два Различение пространственных представлений относительно себя: впереди - сзади, Слева (налево)- справа (направо).
7 Числа и цифры 1 и 2. Установление количественных отношений «столько же», «больше», «меньше».
8 Сравнение предметов по длине. (длиннее, короче, одинаковые по длине). Счет до трех.
ноябрь 1 Число и цифра 3 Сравнение предметов по толщине: (толще, тоньше, одинаковые по толщине).
2 Группировка предметов по определенному признаку (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений «вверху», «внизу», «слева», «справа».
3 Счет до четырех. Число 4. Формирование представлений «раньше», «позже».
4 Установление равенства групп предметов разного размера. Закрепление счета до 4. Развитие ритмичности.
5 Число и цифра 4 Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
6 Шар, куб, цилиндр. Закрепление счета до 4.
7 Ориентировка на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине). Закрепление знаний о круге, квадрате
8 Составление числового ряда до 4. Установление соотношения между 5 предметами по высоте.
декабрь 1 Счет до 5. Число 5. Закрепление понятий «раньше», «позже».
2 Составление числового ряда до 5. Закрепление счета до 5. Развитие ритмичности.
3 Прямоугольник и квадрат Развитие представлений «снаружи», «внутри».
4 Закрепление представлений об образовании чисел 4 и 5 и навыков счета до 5. Развитие пространственных представлений (на, над, под).
5 Знакомство с понятием «пара». Установление соотношения между предметами по толщине.
6 Закрепление счета до 5. Сравнение чисел 4 и 5. Составление целого из частей.
7 Установление равенства и неравенства численностей групп предметов разного размера. Установление соотношения предметов по длине.
8 Закрепление счета до 5. Ориентировка относительно себя (направо, налево, спереди, сзади).
январь 1 Ознакомление детей с порядковым счетом Сравнение предметов по толщине.
2 Закрепление счета до 5 с использованием слуховых анализаторов Сравнение предметов по длине и ширине.
3 Закрепление счета предметов до 5 на ощупь. Установление равенства и неравенства численностей групп предметов разного размера.
4 Ориентировка на листе бумаги и на плоскости стола (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Составление числового ряда до 5.
5 Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Отгадывание загадок (умение обосновывать свой ответ).
6 Группировка предметов по определенному признаку (по цвету, форме, величине). Закрепление понятий «больше», «меньше», «столько же».
7 Закрепление счета групп предметов по- разному расположенных. Составление числового ряда до 5.
8 Закрепление умения выделять длину и ширину предметов, сравнивать длину и ширину (длиной называют больший из этих размеров, упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов равных по длине, ширине. Отгадывание загадок.
февраль 1 Составление числового ряда. Развитие ритмичности.
2 Образование чисел 5 и 6, сравнение их. Отгадывание загадок.
3 Счет до 6. Число 6. Составление целого из частей.
4 Число и цифра 6.
Закрепление счета до 6
Развитие ритмичности.
5 Закрепление умения вести счет в пределах 6, нахождение множества предметов в количестве, соответствующем количеству на образце (2-6, умение видеть равночисленности множеств, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Сравнение предметов по высоте.
6 Порядковый счет. Составление целого из частей.
7 Числа и цифры 1-6. Составление числового ряда.
Ориентировка на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
8 Закрепление знаний об образовании чисел до 6. Счет до 6. Отгадывание загадок.
март 1 Образование числа 7. Счет до 7. Развитие пространственных представлений «слева», «справа», «между», «впереди», «сзади».
2 Образование чисел 6 и 7. Счет до 7. Развитие ритмичности.
3 Число и цифра 7. Закрепить счет в пределах 7. Составление числового ряда.
4 Числа и цифры 1-7. Пересчет предметов на ощупь. Отгадывание загадок.
5 Закрепление счета до 7. Число 7. Сравнение предметов по толщине.
6 Группировка предметов по определенному признаку. Исключение предмета по определенному признаку. Составление числового ряда до 7.
7 Закрепление умения воспроизводить множество предметов по названному числу; Закрепление представления о том, что вести чет можно в любом направлении: Слева направо, сверху вниз, снизу вверх, справа налево.
8 Закрепление знаний о порядковом счете и независимости числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры: соотнесение предметов с формой.
апрель 1 Образование числа 8. Счет до 8. Развитие ритмичности.
2 Развитие умения отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу. Закрепление счета до 8. Сравнение предметов по длине, толщине, высоте.
3 Геометрические тела: цилиндр, конус. Сравнение их с реальными предметами. Сравнение предметов по высоте.
4 Образование чисел 7 и 8. Счет до 8. Отгадывание загадок.
5 Число и цифра 8. Счет до 8. Ориентировка на плоскости стола: «справа», «слева».
6 Числа и цифры 1-8. Составление числового ряда.
7 Группировка предметов по определенному признаку (по цвету, форме, величине). Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
8 Закрепление порядкового счета. Знакомство с понятиями «раньше», «позже».
май 1 Закрепление счета до 8. Число 8. Сравнение предметов по длине и ширине.
2 Числа и цифры 1-8. Закрепление счета до 8. Сравнение предметов по толщине.
3 Составление числового ряда. Сравнение предметов по высоте.
4 Отгадывание загадок. Развитие логичности мышления. Закрепление счета до 8. Сравнение смежных чисел.
5 Группировка геометрических фигур по цвету, форме, величине. Развитие ритма
6 Числа и цифры 1-8. Составление числового ряда. Ориентировка в пространстве относительно себя: «справа», «слева», «впереди», «сзади».
7,8 Диагностика