Марина Митрофанова
Конспект НОД детей «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задачи:
- познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения;
- дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
- развивать словарь детей.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки. 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 2 пустых бутылки, технические средства обучения (телевизор, мультфильм «Фиксики», наглядная физминутка «Злая тучка», фотографии с изображением городов).
Действующие лица: воспитатель (в, дети (д).
Ход занятия:
Дорогие дети! Сегодня я вас приглашаю в лабораторию по изучению свойства воздуха.
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зеленый, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой-то стал грустный, маленький.
Ответы детей.
В: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он получился красивый и упругий. Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
В: - Какой еще воздух? Я ничего не вижу!
В: - А вы дети видите воздух? А почему, как вы думаете?
В: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?
В: - Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он на самом деле.
В: - Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем?
Д: - Он пустой.
В: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз, Смотрите какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что же он стал похож?
Ответы детей.
В: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке, Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно почему?
Ответы детей.
В: - Да, ребята, вы правы: воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы с вами смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас? Как вы думаете?
Ответы детей.
В: - А давайте проверим!
В: - Ребята, а давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что же произойдет.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: - Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Ответы детей.
В: - Я поняла, дети. Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Послушайте стихотворение о воздухе:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
В: - Я вам предлагаю подуть в трубочку сильнее и посмотреть, что же произойдет.
В: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже. Ребята?
В: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идет сильный дождь – на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку и бурю остановим.
Физминутка «Злая тучка»
В: - Ой, ребята я совсем забыла вам сказать. Когда я сегодня шла на работу в детский сад, то увидела сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там внутри (открываем и смотрим).
В: - Что это? (ответы)
В: - А как вы думаете, что можно делать с камешками?
Ответы детей.
В: - Да, я тоже не раз видела, как в о дворе дети бросают камешки в лужу. А мы с вами эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдет. Как вы думаете?
В: - Ребята, что мы видим, когда камешки опускаем в воду?
В: - Интересно, а почему камешки тонут?
Ответы детей.
В: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они и тонут.
В: - Да, как много мы узнали о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
В: - Почему вы так думаете?
Ответы детей.
В: - А давайте проверим (опускают шарики в тазик с водой).
В: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Как вы думаете?
Ответы детей.
В: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
В: - Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Фиксики», серия «Воздушный шарик» и узнать, что же думают о воздухе наши друзья.
Просмотр мультфильма.
В: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы, ребята как думаете?
Ответы детей.
В: - Давайте посмотрим, так ли это. Присаживайтесь на стульчики. Я сейчас вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик и ставлю бутылку в горячую воду. Посмотрим, что же произойдет.
В: - Посмотрите, что же происходит с шариком?
Ответы детей.
В: - Действительно, шарик надулся. Как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного. Вы со мной согласны?
В: - Ребята, а что же еще есть в нашем волшебном сундучке? Посмотрим?
В: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть?
Ответы детей.
В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
В: - Действительно, пахнет апельсином.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному?
Ответы детей.
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: - А я думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
Ответы детей.
В: - Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
Ответы детей.
В: - А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
В: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
В: - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Ответы детей.
В: - Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему?
Ответы детей.
В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики.