Федосеева Алеся
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Вот так из года в год проходит времени круговорот»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
МАДОУ «Центр детского развития ребенка - детский сад №9»
Конспект непосредственно-образовательная деятельность
на тему : «Вот так из года в год проходит времени круговорот»
Олешняговой А. О
Воспитателя подготовительной 12 группы
Интегрированное занятие в старшей группе: «Вот так из года в год проходит времени круговорот»
Программное содержание:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Вот так из года в год проходит времени круговорот“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Сформировать у детей обобщенное представление о временах года.
2. Уточнить и расширить представление детей о весне, побуждать связно и последовательно излагать признаки наступления весны в живой и неживой природе.
3. Обобщить представления, полученные на занятиях, прогулках и в повседневной жизни:
- называть последовательно дни недели;
- определять, какой день недели на текущий момент, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
- уточнить названия зимних, весенних, летних и осенних месяцев.
4. Закреплять умение читать стихи выразительно, передавая интонации вопроса, удивления, восхищения.
Материал к занятию:
- загадки и стихи о временах года;
- сюжетные картинки по всем временам года, схемы- карточки о весне;
- календари (карманные, настольные, настенные);
- названия месяцев для создания календаря «Круглый год», набор цифр для уточнения последовательности месяцев в году;
- иллюстрации картин по временам года для создания выставки;
- набор лепестков в количестве 7 (по цветам радуги) для проведения аппликации «Радужная неделька».
Ход занятия:
Ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие. А начнем мы его со сказки-загадки. Послушайте ее внимательно.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы: повеял холод, пошел снег, закружили метели… (зима); Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка птиц: снег стал таить, побежали ручейки, появились первоцветы… (весна); Махнул старик-годовик третий раз - и полетела третья тройка: стало жарко, душно, кругом цветов видимо-невидимо… (лето); Махнул старик-годовик четвертый раз и полетели еще три птицы: подул холодный ветер, посыпался частый дождь из листьев: желтых, красных, оранжевых… (осень).
Ребята, вы внимательно слушали сказку? Скажите, о чем идет речь в этой сказке-загадке? (Ответы: о временах года.)
А какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)
А что это за птицы, которые вылетали из рукавов? (Месяцы.)
А почему каждый раз у старика вылетало по три птицы? (В каждом времени года по три месяца.)
Все правильно, ребята. В году у нас 12 месяцев, 4 времени года, а в каждом времени года по три месяца. Попробуем вспомнить и назвать зимние месяца? (декабрь, январь, февраль). Весенние? (март, апрель, май) Летние? (июнь, июль, август) Осенние? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
На доске выставляются карточки по всем временам года, и воспитатель предлагает детям дать краткую характеристику по каждому времени года (дети выполняют задание).
Воспитатель раздает каждому ребенку (или одну на двоих) картинки по временам года и дети должны сказать не только, какое время года, но и попробовать обосновать…
В: Я сейчас прочитаю отрывки стихотворений, а вы должны угадать, о каком времени года идет речь, и те, у кого на карточках отражено данное время года, покажите и назовите его… Почему вы так думаете?
Под голубыми небесами великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит… (А. С. Пушкин.)
Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг, да по колено травы (И. Суриков.)
Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали
Да как сеть мелькали вон над той горой.
С вечера все спится, на дворе темно.
Лист сухой валится, ночью ветер злится,
Да стучит в окно.
Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга, капли падают звеня.
Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.
Дети выполняют задание, и воспитатель благодарит (хвалит) ребят. А теперь предлагается детям отгадать загадки и сказать, когда это бывает? В какое время года?
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег)
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост как синее стекло! Скользко, весело, светло! (лед).
Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи) Когда это бывает? (Зимой)
Крашенное коромысло через реку повисло… (радуга)
Светит, сверкает, всех согревает… (солнце)
Раскаленная стрела дуб свалила у села… (молния) Когда это бывает? (летом)
Сели детки на карниз, а растут все время вниз (сосульки)
На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки… (почки) Когда это бывает? (весной)
Стало хмуро за окном. Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а с наружи появились всюду… (лужи)
Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья в сад. Это просто… (листопад)
Холода их напугали. К теплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться. Кто собрался в стайки? (птицы)
Как правильно сказать? Как одним словом можно назвать тех птиц, которые улетают? (перелетные)
Когда это бывает? (осенью)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.
А какое сейчас время года? (весна)
Какой месяц? (апрель)
Это первый, второй или третий месяц весны? (второй)
Как назывался первый месяц весны? (март)
А какой будет третий месяц? (май)
Приглашаем вас более подробно остановиться и рассказать о таком замечательном времени года, как весна…
Перед тем, как наступила весна, какое время года было и прошло? (зима)
Правильно. Попробуем вспомнить, что происходило… Какие первые признаки прихода весны мы замечали, как постепенно будет меняться природа вокруг нас…
На магнитной доске выложены карточки по весне и дети рассказывают: день становится длиннее, ночь короче; солнышко все чаще согревает нашу землю и начинает таить снег, с крыш свисают сосульки; появляются первые проталинки; вначале весны еще бывают осадки в виде снега, но чаще идет дождь;
распускаются первоцветы: подснежники, чуть позже мать-мачеха, одуванчики; на деревьях набухают почки и постепенно распускаются листочки; просыпаются насекомые (первыми можно увидеть бабочек, пчел и божьих коровок); из теплых стран возвращаются перелетные птицы (грачи, скворцы) Просыпаются медведи… В конце весны у птиц появляются птенчики… у зверей появляется потомство (детеныши… (можно спросить у детей названия детенышей или закрепить данный материал на последующих занятиях); На полях и огородах начинаются посевные работы (люди сажают овощи, зелень и другие культуры).
Воспитатель благодарит детей и спрашивает: А что нам с вами помогает знать, какое время года? Какой месяц сейчас наступил… какой уже прошел… какой будет следующий… (календарь).
Мы уже начали знакомство с календарями и знаем, как некоторые из них называются (показывает и просит дать правильное название: карманный, настенный, настольный. Если дети затрудняются, помогает вспомнить… знакомит с перекладным).
Сегодня мы предлагаем вам сделать календарь под названием: «12 месяцев». Условно выберем с вами 4 основных цвета для каждого времени года: белый – это зима, зеленый – весна, красный – лето и желтый – осень (спрашивает, почему выбираем данные цвета).
Перед тем, как делать календарь, воспитатель предлагает детям сделать небольшой перерыв и подвигаться… (проводиться зарядка под музыку «Солнышко лучистое»).
Далее дети совместно с воспитателями делают круглый календарь, на который прикрепляют названия месяцев и в конце - число, соответствующее очередности каждого месяца по порядку.
Далее воспитатель обращает внимание детей на настенный календарь в группе и объясняет, что в каждом месяце определенное количество дней, которые складываются в недельки… (Дети называют последовательно дни недели, проводится физкультминутка.)
Далее воспитатель предлагает детям вспомнить небольшой стишок, который помогает запомнить цвета радуги:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (первая буква каждого слова обозначает определенную последовательность цветов радуги: каждый - красный, охотник - оранжевый, желает - желтый, знать - зеленый, где - голубой, сидит - синий, фазан - фиолетовый).
Воспитатель предлагает детям дни недели выложить как цветик-семицветик, объясняя, что дней недели 7 и цветов радуги тоже 7 (выкладывается на магнитной доске цветок с семью лепестками и после окончания задаются вопросы о том, какой лепесток относиться к определенному дню недели).
Далее проводится аппликация «Радужная неделька» (дети самостоятельно приклеивают цветик-семицветик).
Ну вот и подходит к концу наше путешествие по временам года.
Мы приглашаем вас на выставку, которая называется: «Круглый год». Здесь представлены картины по всем временам года.
Вы с некоторыми из них знакомы. Предлагаем вам вспомнить стихи про разные времена года, прочитать для гостей. Если вы читаете стихотворение про зиму, подойдите, пожалуйста, к картине, на которой изображена зима и т. д. (Дети читают стихи и прощаются с гостями.)