Наталья Орешкова
Конспект «Название моего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности (подготовительная группа)
Тема «Название моего города»
Из серии "Краеведение".
Цель: познакомить детей с признаками, по которым в старину называли города, реки, на примере названия Брянска;
познакомить детей со старинной легендой о красавице Десняночки;
закреплять умение детей составлять короткие описательные рассказы о своей улице;
развивать познавательные интересы детей;
воспитывать добрые отношения к своему краю.
Публикация «Конспект „Название моего города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
Словарь: Дебри, Брынь, Дебрянск, старик Добрь, Десняночка, Темник, окаймляет.
Материалы: кот - Матроскин, газета, чертёж острова, детские рисунки, иллюстрации - Десняночка, Темник, старик; фото реки Десны, грамзапись «Журчанья ручья».
Ход занятия:
- Ребята, сегодня в газете я увидела объявление: «Снова поссорился с Шариком. Дядя Фёдор приедет теперь только на весенних каникулах. Приезжаю в город Брянск искать ответы на множество вопросов. Ищу друзей и помощников. Ваш кот Матроскин».
- Ребята, вы хотите стать друзьями Матроскина? А помочь ответить на вопросы сможете?
- А вот и сам Матроскин. Посмотрите, в лапах у Матроскина узелок. Как
вы думаете, что в нём? Оказывается в узелке вопросы. Знаете, какой вопрос занимает его вот уже целый месяц: «Отчего у городов, сёл, улиц, рек разные названия?» А ведь действительно так: какие вы знаете названия городов? А названия рек?
- С древних времён каждый объект имеет своё имя, присвоенное человеком для того, чтобы отличать один объект от другого.
- Ребята, как называется город, в котором мы живём? Почему он так называется?
- Правильно, более тысячи лет назад, земли вокруг Брянска были покрыты непроходимыми лесами-дебрями. Отсюда и происходят различные названия города: сначала его называли Брынь, Дебрянск, а сейчас его называют город Брянск. Значит, название нашего города произошло от местности, где он расположен, среди лесов-дебрей.
- А теперь вы постарайтесь объяснить Матроскину, почему его деревню назвали Простоквашино?
- Правильно, ребята, скорее всего жители этой деревни очень любят пить простоквашу – кислое молоко.
- Ребята, посмотрите на эту фотографию и скажите, как называется река, которая протекает в нашем городе?
- Правильно, это река Десна. Она окаймляет наш город со всех сторон.
- Очень много лет тому назад на берегу реки Десны, жил лесник – Добрь, и была у него дочь-красавица Десняночка. С ясными голубыми глазами, алыми устами и длиной русой косой. У неё был удивительный голос. Когда она пела, смолкало всё вокруг: и лес, и цветы, и птицы слушали её пение.
Однажды в наш край пришла беда. Монголо-татарский хан-Темник со своим многочисленным войском решил захватить город. Тихо, бесшумно подкрадывались татары к стенам древнего Брянска. Дозорные, несшие службу, не видели врага, за то их заметила Десняночка. Она запела и пошла к лесу. Темник и его воины не смогли устоять перед чарующим голосом Десняночки и её красотой. Они пошли за ней следом. Но не просто в лес увлекала их Десняночка. Впереди раскинулся зелёный луг. И только она знала, что под красотой зелёного ковра скрывается топкое болото. Заманила Десняночка татар в самое топкое место. Она погибла сама, но спасла город и его жителей от разорения и плена.
Включается тихая музыка «Журчание ручейка».
- А в том месте, где она погибла, появился чистый, светлый родник, который устремился к широкой реке, которую назвали Десной.
Воспитатель предлагает выполнить под эту музыку несколько движений – физминутка.
- Вот какая красивая легенда сложена о нашей красавице Десне.
- А теперь, ребята, давайте подойдём к выставке ваших рисунков. Что вы на них изобразили?
- А кто хочет рассказать Матроскину о своей улице?
- Теперь, Матроскин, когда мы немного рассказали тебе о своём городе, мы можем выполнить твою просьбу.
- Когда в очередной раз Матроскин поссорился с Шариком, он отправился в путешествие и попал на чудесный остров. он ему так понравился, что Матроскин его даже нарисовал, а вот придумать ему название не смог. Давайте поможем Матроскину придумать название острову, а также реке и озеру.
Дети переходят к чертежу острова и придумывают названия.
Матроскин благодарит за помощь.
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо помогли Матроскину, правильно отвечали на вопросы. Матроскину понравились вши рисунки и рассказы о своей улице