Анастасия Чумакова
Конспект народного праздника «Журавлики» или «Сорок сороков».
▼ Скачать +Заказ
Журавлики или Сорок сороков
Цели: рассказать детям о детском народном празднике Сорок сороков, продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, совершенствовать умение детей делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимости в природе; продолжать развивать умение детей выразительно и четко рассказывать стихотворения, активировать речь детей; развивать у детей наблюдательность; продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности; развивать умение взаимодействовать в группе сверстников.
Публикация «Конспект народного праздника „Журавлики“ или „Сорок сороков“,» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материалы и оборудование: фотографии и картины с изображением птиц; снежинка, проталина из картона; аудиозапись голосов птиц и весенняя русская народная песня «Веснянка», шапочки – маски птиц (жаворонок, скворец, грач, ласточка, дятел, синица, аист, мячик, поделки птиц из соленого теста и «оригами», выпечка «жаворонки», ленточки из ткани.
Ход праздника:
1. Вводное слово воспитателя.
Дети сидят в группе за столами.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!
Ребята возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу, а я улыбнусь вам. Пожелаем друг другу добра.
2. Беседа на тему «Жаворонки прилетели – весну на крыльях принесли».
- Ребята, а скажите какое сейчас время года?
Воспитатель читает стихотворение:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
- Ребята, а какие признаки весны вы знаете?
- А какой сейчас месяц, день недели, число?
Сегодня, ребята, 22 марта. В деревнях в этот день справляли детский праздник Сорок сороков или «жаворонки». Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками» не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
В народе говорили, что к этому дню «сорок птиц прилетает из заморских стран. По обычаю хозяюшки пекли из теста фигурки птиц «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Дети гурьбой бегали по улицам и кричали заклички, зазывая весну.
Дети кричат заклички (в руках держат поделку жаворонка из соленого теста):
1 ребенок:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну – красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела.
2 ребенок:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
3 ребенок:
Полно беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять – пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
Воспитатель:
- Ребята, а каких птиц вы знаете?
- Как мы называем птиц, которые зимуют с нами? Назовите их.
- А как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Назовите их.
- Ребята, а чем люди могут помочь птицам в зимнее время?
- А народ ребята раньше наблюдал за птицами, и появились в народе приметы.
Дети рассказывают народные приметы:
1 ребенок: «Грач на проталину, скворец – на прогалину».
2 ребенок: «Увидал скворца – знай: весна у крыльца».
3 ребенок: «Сороки теплые - сорок дней будут теплыми, холодные - жди сорок холодных утренников».
4 ребенок: «Если ласточка летает высоко – к хорошей погоде, низко – жди дождя».
Воспитатель:
- А чем птицы похожи друг на друга? А чем отличаются?
3. Пальчиковая гимнастика.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта- стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам!
Воспитатель:
- А теперь ребята загадают нам загадки про птиц, а мы попробуем отгадать.
1 ребенок: «Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Черная шапочка и полоска шарфика». (Синица).
2 ребенок: «Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины». (Ласточка).
3 ребенок: «Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни, и полет вошли в стихотворение». (Жаворонок).
4 ребенок: «Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит». (Дятел).
5 ребенок: «Он прилетает каждый год туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет». (Скворец).
6 ребенок: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей». (Грач).
7 ребенок: «Этой белокрылой птице в зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались,
к ним летит со свёртком. (Аист).
После каждой отгаданной загадки, ребенок показывает картинку – отгадку. Воспитатель включает аудиозапись голоса птицы.
Воспитатель:
- Ну, а теперь ребята немного разомнемся.
4. Физминутка.
1.«Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится:
Прыг- скок, прыг – скок, завертелась как волчок (прыжки на месте).
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку (присесть, наклоны головы вперед).
И с дорожки - на плетень: - Тири- тири, тень-тень-тень» (прыжки на правой, левой ноге).
2. На горе стоит лесок (круговые движения руками).
Он не низок, не высок (сесть, встать, руки вверх).
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться).
По тропинке два туриста, шли домой из далека (ходьба на месте).
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять).
5. Подвижные и дидактические игры.
Ребенок: А теперь, собирайся детвора,
Ждет вас русская игра.
1.«Назови птицу, имя которой начинается со звука В, Д, С, Ж, Г, Л, К, У, Т.
2.«Зимующие – перелетные».
Перед началом игры каждый ребенок называет свою птицу. Под музыку дети с шапочками – масками птиц разлетаются по ковру, как только музыка останавливается, дети с перелетными птицами летят к проталине, а с зимующими к снежинке.
3.«Отгадай правильно».
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч мальчикам - они называют зимующих птиц, а девочки перелетных. А потом воспитатель называет птицу. Если она зимующая ребенок отбрасывает мяч, если перелетная ловит.
6. Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко».
Воспитатель:
- А теперь ребята нам расскажут пословицы и поговорки о птицах:
1 ребенок: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
2 ребенок: «Птице даны крылья, а человеку – разум».
3 ребенок: «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».
Воспитатель:
- В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Первыми прилетят жаворонок и кулик. Больше всего люди ждали маленькую птичку жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу проснуться после зимней спячки.
Услышали жавороночки наши заклички, да и прилетели к нам.
Воспитатель выносит корзину с жаворонками.
Ребенок: Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке,
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Воспитатель предлагает всем полакомиться испеченными «жаворонками». И рассказывает, что на Руси существовал обычай съедать «жаворонков» с головы, чтобы не ссориться. А если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: «На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был».
Весну красную и жавороночков мы встретили
Да как праздник наш прошел и не заметили.
Под веселый перепляс
Распрощаемся сейчас.
А наш праздник мы завершаем такими словами:
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят -
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет -
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд
«Ты гнезда разорять не смей
На трогай птичьих гнезд!»
И мы не будем разорять –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят!
7. На прогулке нарядить обрядовое дерево: ленточками, поделками «жаворонками» из соленого теста, птицами «оригами». Одного сдобного «жаворонка» раскрошить для птиц.