Ирина Беловодская
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Знакомство с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 муниципального образования Усть – Лабинский район
Образовательная деятельность
познавательное развитие в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
на тему «Знакомство с воздухом»
Воспитатель
Беловодская
Ирина Игоревна
г. Усть - Лабинск
2019 г.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
на тему «Знакомство с воздухом»
Цель: Познакомить детей с понятиями воздух, воздушное пространство, со
свойствами воздуха, влиянием на здоровье человека.
Задачи:
Образовательные.
1. Уточнить знания детей о воздухе через опытническую работу. Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха (не виден, не имеет определённой формы, имеет вес, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды).
2. Расширять интерес к познавательной деятельности.
3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.
Развивающие.
1. Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
2. Формировать развитие потребность в ежедневной активной деятельности; обогащать двигательный опыт детей.
3. Рязвивать мелкую моторику рук.
Воспитательные.
1. Воспитывать умение выполнять движения быстро, осознанно, легко и красиво.
2. Воспитывать аккуратность при выполнении опытнической работы, умение доводить начатое дело до конца.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, беречь, любить окружающую природу.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Тип, форма, и методы используемые в образовательной деятельности:
Формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип: комбинированный.
Метод: словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма: фронтальная, подгрупповая.
Активизация словаря: слова, обозначающие свойства воздуха; невидимый, бесцветный, прозрачный газ и т. д.
Материалы и оборудование:
«Волшебный ящик», воздушный шарик, слайд – презентация «Что такое воздух», газовый платок, полиэтиленовые пакеты, резиновые игрушки, салфетки, воздушные шарики, пластиковые стаканчики, трубочки, фломастеры, стикеры, фланелеграф, клеёнка на стол, схемы свойств воздуха «Воздух невидим», «Воздух не имеет формы», «Воздух не имеет запаха», «Воздух бывает холодным и тёплым», «Воздух передвигается», «Воздух передвигает предметы», «Воздух легче воды».
Ход образовательной деятельности воспитателя с детьми:
1. Создание эмоционально положительного фона.
Воспитатель: Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу и нашим гостям «Доброе утро!». Я желаю вам сегодня узнать много нового и интересного.
2. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: (показывает детям «Волшебный ящик» в котором что – то есть, и загадывает загадку).
«В ящике есть то, без чего нельзя прожить, но мы его не видим…»
Что же это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, но прежде я хочу вам что – то сказать, вот послушайте. Когда я сегодня шла на работу, я увидела, что в окно нашей группы влетел воздушный шарик. Вот в это окно, да он и сейчас там.
(Воспитатель из – за занавески достаёт воздушный шарик, на нём нарисовано грустное лицо).
Воспитатель: Ой, ребята! Посмотрите, а ведь воздушный шарик чем – то опечален, посмотрите какие у него грустные глазки и ротик. Что с ним случилось, давайте спросим: «Что с тобой случилось воздушный шарик?».
Шарик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, воздушный шарик!
Шарик: Я очень опечален, люблю играть с ребятами, но долго не могу. Лишь только ребята отпустят меня из рук, я улетаю под облака и не возвращаюсь назад. Что со мной? Почему я такой?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так случается?
Дети: Потому что шарик лёгкий и надут воздухом.
Шарик: А что такое воздух?
3. Мотивирование к деятельности.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам помочь воздушному шарику. Давайте все вместе узнаем, что такое воздух, расскажем и покажем ему. (Воспитатель привязывает шарик на видном месте в группе, а детям предлагает подойти к доске).
4. Решение проблемной ситуации.
Беседа о воздухе. (Показ слайд – презентации на интерактивной доске).
Воспитатель: Воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ, которыми мы дышим. Воздух, окружающий Землю, - её удивительная голубая рубашка, благодаря которой наша планета не перегревается от солнечных лучей, не стынет от космического холода. Ещё одну важную работу выполняет воздух – следит за погодой : перегоняет холодные воздушные потоки на юг, а тёплые – на север; с морей, океанов, рек и озёр собирает влагу и отдаёт её суше (земле). Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом. Люди, растения, животные дышат кислородом и без него погибли бы. Сейчас воздушная среда (воздух) загрязнена выбросами вредных веществ с заводов и фабрик. Это очень плохо отражается на всех живых организмах. Помните! Люди должны бережнее относиться к воздушному «океану», стараться сделать его чище, так как от его состояния зависит вся жизнь на земле.
5. Выполнение действий (заданий).
Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. (Дети смотрят вверх, вниз, по сторонам). Вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидим.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы «поймаем» его.
Опыт 1. «Поймаем воздух».
Дети берутся за концы большого газового платка; одновременно поднимают его вверх и опускают концы вниз; получается купол, заполненный воздухом.
Опыт 2. «Собираем воздух».
Воспитатель: Возьмите пакеты (раздаёт детям полиэтиленовые пакеты). Поднимите пакеты над головой и опустите их резко вниз (дети из положения приседа встают, поднимают руку с пакетом вверх, затем резко опускают вниз). Закрутите пакеты (дети закручивают пакеты). Что внутри пакетов?
Дети: Воздух.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: А теперь положите свою ладонь на грудь и почувствуйте, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе.
Дети выполняют упражнение – грудное дыхание.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?
Дети: Нет, он невидимый.
(Воспитатель выставляет на стенд первую схему «Воздух невидим»).
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а ещё почувствовать и ощутить.
Опыт 3. «Почувствуй воздух».
(Воспитатель раздаёт детям резиновые игрушки разной формы).
Воспитатель: Что находится внутри этих предметов?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Какую форму имеют ваши игрушки?
Дети: Разную.
Воспитатель: Как же мы ответим на вопрос: имеет ли форму воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет формы. Он принимает форму того сосуда, в котором находится.
(Воспитатель выставляет на стенд вторую карточку «Воздух не имеет формы»).
Воспитатель: Сделайте носом вдох, потом выдох. Ребята, вы чувствуете какой – ни будь запах?
Дети: Нет. Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет запах?
Дети: Нет, воздух не имеет запаха.
(Воспитатель выставляет на стенд третью схему «Воздух не имеет запаха»).
Воспитатель: Воздух бывает холодным и тёплым. Тёплый воздух лёгкий, холодный – более тяжёлый.
Опыт 4. «Воздух бывает холодный и тёплый».
(Воспитатель открывает форточку, дети наблюдают, как проникает в помещение тёплое холодный воздух).
Воспитатель: Когда холодный воздух встречается с тёплым и мы его видим в виде пара, он стелется по полу.
(Воспитатель выставляет на стенд четвёртую схему «Воздух бывает холодным и тёплым»).
Воспитатель: Каким бывает воздух в морозную погоду?
Дети: Холодным, морозным, студёным, чистым.
Воспитатель: В дождливую?
Дети: Сырым, холодным.
Воспитатель: В засуху?
Дети: Сухим, жарким, горячим.
Воспитатель: А при пожаре?
Дети: Горячим, вредным, тяжёлым,
Воспитатель: А ещё воздух может двигаться. Чтобы это узнать я предлагаю вам пройти в нашу экспериментальную лабораторию «Интересных дел».
Опыт 5. «Движение воздуха».
Дыхательная гимнастика «Ветер надувай паруса».
Детям предлагается подуть на салфетку, ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
(Воспитатель выставляет на стенд пятую схему «Воздух передвигается»).
Опыт 6. «Весёлый шарик».
Дети надувают воздушные шарики, отпускают их, подбрасывая вверх.
Воспитатель: Почему шарик летает?
Дети: Шарик лёгкий.
Воспитатель: Да, шарик лёгкий, так как в нём находится тёплый воздух от вашего дыхания.
(Воспитатель выставляет на стенд шестую схему «Тёплый воздух передвигает предметы»).
Опыт 7. «Воздух в стакане».
Воспитатель: Я вам предлагаю набрать в стаканчики воды, опустить в стакан с водой трубочки и подуть в них. Что за пузырьки поднимаются на поверхность воды?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Почему они поднимаются?
Дети: Воздух легче воды.
(Воспитатель выставляет на стенд седьмую схему «Воздух легче воды»).
Воспитатель: В воздухе, как и в воде, живут микроорганизмы, они подвижны. Чем это нам грозит?
Дети: Можно заболеть.
Воспитатель: Да, через воздух можно заразиться от другого человека гриппом, ветрянкой, корью и другими вирусными заболеваниями. Что надо делать для того, чтобы уничтожить вредных микробов в воздухе?
Дети: Надо проветривать помещение, делать влажную уборку, поливать улицы в сухую погоду.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли сегодня нашему воздушному шарику, рассказали ему, что такое воздух?
Дети: Да, помогли. Воспитатель: А давайте у него спросим. Только подойдём мы к шарику необычным способом. Давайте представим, что мы пузырьки воздуха, которые оказались на дне реки.
Игровое упражнение «Пузырьки в воде».
Дети садятся на колени, наклонившись как можно ниже. Затем медленно поднимают голову, выпрямляют спину, медленно встают, выполняя волнообразные движения. Поднимают руки вверх, разводят в стороны ладонями вверх; покачиваются из стороны в сторону.
Воспитатель: Вот и оказались пузырьки на поверхности воды. А теперь представьте, что это река течёт по нашей группе, а пузырьки, как маленькие кораблики, плывут по течению реки.
(Дети встают друг за другом и в спокойном темпе подходят к воздушному шарику).
6. Рефлексия, анализ результата деятельности.
Воспитатель: Дети, посмотрите на наш шарик, он по – моему улыбается, как вы думаете почему?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Скажите, а что было сегодня для вас самым трудным?
(Высказывания детей)
Воспитатель: А самым лёгким?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Что вам понравилось и запомнилось?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Что вы расскажите своим родителям?
(Высказывания детей)
Кайдзен технологии.
Воспитатель: Мне хочется, чтобы вы поделились своими знаниями, рассказали родителям, что мы сегодня делали интересного. А чтобы всего этого вы не забыли, я вам предлагаю нарисовать это на стикерах и повесить на нашу доску – напоминалочку. А вечером, уходя домой, вы снимите свои рисунки и дома об этом расскажите. (Дети рисуют на стикерах признаки воздуха всё, что им понравилось и запомнилось, и развешивают рисунки на канбан доске в раздевалке)
Используемая литература:
«Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. Окружающий мир».
М. П. Костюченко.
«Экологическая работа в ДОУ».
В. Н. Чернякова.
«Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия».
М. А. Рунова. А. В. Бутилова.