Мазаева Евгения Витальевна
Конспект занятия в старшей группе с ОНР «Животные леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР по лексической теме «Животные леса».
Работу выполнил:
учитель - логопед
Мазаева Евгения Витальевна
МАДОУ Детский сад №13
г. Балаково Саратовской области
Конспект образовательной деятельности
Публикация «Конспект занятия в старшей группе с ОНР „Животные леса“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР по лексической теме «Животные леса».
Цель организованной образовательной деятельности: Активизировать словарь по лексической теме «Животные леса».
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
• Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
• Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познание развитие:
• Формировать интерес к природе, к животному миру.
• Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе и животном мире;
• Развивать логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
• Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
• Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
Художественно-эстетическое развитие:
• Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных.
Физическое развитие:
• Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.
Коррекционные задачи:
• развивать слуховое и зрительное восприятие;
• развивать навыки коммуникативной стороны речи;
• обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных.
Предварительная работа:
Занятия с детьми о животном мире леса; беседы на тему «Как вести себя в лесу». Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Угадай, кто ты?», Подвижная игра «Дикие животные».
Оборудование: предметные картинки с изображением зимнего леса, диких животных и их детёнышей, фигурки животных, наглядно-дидактическое пособие «Прятки» - картинка-схема «Кто спрятался за деревьями?», магнитофон с записью голосов животных, цветные карандаши, листы бумаги.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.
Перед входом в кабинет.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Логопед. О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
Логопед. Молодцы! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес.
Дети строятся друг за другом и идут по ковру за логопедом, выполняя соответствующие движения.
В лес отправимся гулять (маршируют)
Будем весело шагать.
Ноги выше поднимаем, (идут, высоко поднимая колени)
На пеньки не наступаем. (заранее разложить «пеньки», а на них снежинки)
На носочки дружно встали (встают на носки)
В зимний лес все прибежали. (руки в разные стороны)
1. Упражнение «Найди и назови». (Развитие зрительного внимания)
Дети присаживаются на ковер. Логопед помещает на доску наложенные друг на друга изображения диких животных.
Логопед. Посмотрите ребята, кто же это нас на лесной полянке ожидает?
(Дети называют животных : медведь, лиса, заяц, волк, ёж, белка)
Логопед. Как мы называем этих животных? (Дикие животные)
Логопед. Почему их называют дикими? (потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).
Логопед. Совершенно верно. Молодцы!
Логопед. Ребята, а кто мне поможет и расскажет, что происходит с дикими животными зимой? Как они приспосабливаются к условиям суровой, русской зимы? (Медведь и ежик ложатся в спячку, заяц меняет окраску с серой на белую, белка – с рыжей на серую).
Логопед. Молодцы!
2. Упражнение «Кто как голос подает» (Развитие слухового внимания).
Логопед. В лесу много зверей. И все они по-своему подают голос.
Учитель поочерёдно включает запись с голосами животных.
Логопед. Ребята, а давайте узнаем, чей это голос?
* Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)
Волк что делает? – воет.
*В берлоге живёт,
Зимой лапу сосёт. (Медведь)
Медведь что делает? - ревет, рычит.
*У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней. (Лиса)
Лиса что делает? - тявкает.
*Веток хруст в лесу то тут, то там.
Это ищёт жёлуди… (Кабан)
Кабан что делает? - хрюкает.
*Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках- это (Ёжик)
Еж что делает? – фыркает.
*По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, а не лисица. (Белка)
Белка что делает? - цокает.
*Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построит птица в них. (Лось)
Лось что делает? - ревет, стонет.
2. Игра «Прятки» (Образование относительных прилагательных).
Логопед: Дети, посмотрите на картинку – схему и определите, какие звери спрятались в зимнем лесу?
1) Чьи это ушки у берёзки? /Заячьи ушки. / Чей хвостик? /Заячий хвостик/
2) Чьи это рога? /Лосиные рога. / Чьи копыта? /Лосиные копыта/.
3) Кто спрятался за ёлкой? Чьи там зубы? Чей там хвост? /Волчьи зубы, волчий хвост/.
4) Где спряталась белка?/За сосной/ Чьи это ушки с кисточками? /Белячьи ушки/, Чей пушистый хвост? /Белячий хвост/.
Логопед. Молодцы ребята, отыскали всех животных.
Логопед. -А почему не видно в зимнем лесу медведя? (Он спит в берлоге).
-А где же колючий ёжик? (В норке).
Давайте поможем остальным зверям попасть домой.
3. Дидактическая игра «Кто, где живёт?».
Логопед. А сейчас игра с мячом «Кто, где живёт?» На доске изображения жилищ животных и дети приклеивают зверей на них.
*Как называются жилища лесных зверей?
У лисы – нора,
У медведя – берлога,
У белки – дупло,
У волка – логово,
У лося –лёжка,
У бобра –хатка,
У ежа-норка.
Логопед. Молодцы, быстро справились с заданием!
4. Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».
Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте
Как животных нам назвать? руки разводят в стороны
С людьми они не знаются, хлопают в ладоши
В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками
По картинкам всяк их знает складывают ладони в виде книжки
Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем руки загибают пальцы на левой руке
Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой
Они – дикие, лесные. изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки, растопырив на них пальцы.
5. Дидактическая игра «Назовите членов звериного семейства».
Логопед. Мы знаем, что в каждой семье есть папа, мама и детеныш.
Развешиваются картинки животных.
Логопед. Давайте назовём каждого члена семейства.
Папа-мама-детеныш (по схеме). Например: -еж-ежиха-ежонок.
Лис-лиса-лисенок; медведь-медведица-медвежонок; волк- волчица-волчонок; барсук –барсучиха-барсучонок; заяц –зайчиха-зайчонок;
лось –лосиха-лосенок; рысь-рысиха-рысенок; белка-белка-бельчонок; - кабан –кабаниха-поросенок; олень –олениха-олененок; бобр –бобриха-бобренок.
У кабана детёныш называется также как у домашнего животного похожего на кабана.
6. Игра «Назови семью».
Логопед. В лесу тишина и покой, а нам пора возвращаться домой!
Сейчас сядет за стол тот, кто назовет, как называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….
- семья ежа (ежиная); -семья лисы (лисья);
-семья медведя (медвежья); -семья волка (волчья);
-семья барсука (барсучья); -семья зайца (заячья);
-семья лося (лосиная); -семья рыси (рысья);
-семья белки (беличья); -семья кабана (кабанья);
-семья оленя (оленья); -семья бобра (бобриная).
7. Самостоятельная работа детей.
Логопед. Ребята, вот мы с вами и вернулись в наш любимый детский сад.
Логопед. Вам понравилось наша прогулка?
Логопед. Кого мы встретили в зимнем лесу? (Диких животных).
А Вы хотели бы на них походить? Нарисуйте, пожалуйста, на бумаге, на какого зверя вы хотели бы быть похожими.
/Рисование под музыку. Физминутка - пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»./
В конце занятия предложить детям объяснить, почему они хотят быть похожими на нарисованного зверя.
8. Итог образовательной деятельности.
Логопед. Сегодня была удивительная прогулка, я вами очень довольна, вы все были внимательными, старательными и активными.
Дети прощаются.