Федорова Светлана
Конспект занятия «Снятие блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое внеклассное занятие, посвященное 75-летию снятия блокады Ленинграда во время ВОВ
Дата: 18.01.2019г
Класс: 2 класс
Провела: Федорова С. П
Тема: «Снятие блокады Ленинграда»
Цели: -вспомнить о ВОВ, о блокаде Ленинграда;
-развивать речь учащихся;
-воспитывать любовь к Родине.
Ход занятия:
I.Оргмомент.
II.Сообщение целей и задач занятия.
Публикация «Конспект занятия „Снятие блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Сегодня мы с вами проведем занятие, посвященное 75-летию снятия блокады Ленинграда, вспомним о ВОВ.
III. Вводная беседа.
-Кто из вас помнит, что произошло 22 июня 1941года?
-Семисоттысячная армия фашистов, поддерживаемая 12000 орудий, 15000 танками, 12000 самолетами двигалась с запада на Советский Союз. В то же время с севера и с северо-запада шла вместе с гитлеровцами финская армия.
В первые часы войны на столы ленинградских военкомов легли тысячи заявлений. Люди просили, требовали немедленно отправить их на фронт. В городе стали формироваться дивизии народного ополчения, а 30 июня начала создаваться добровольческая армия Ленинграда. В 1941году в Ленинграде сформировались десятки дивизий народного ополчения, артиллерийских, пулеметных батальонов.
Ленинградцы знали : сражение будет продолжаться и в том случае, если враг подойдет к самому городу. И вот по трамвайным рельсам покатились маленькие бронепоезда-трамваи, обшитые броней, с пулеметами и легкими пушками.
Рядом со щелями и бомбоубежищами вырастали баррикады, противотанковые заграждения. На случай высадки десанта по городу были расставлены пулеметы, и многие здания были заминированы.
Так велась работа по сохранению исторических и культурных памятников города. Были сняты с Аничкова моста и зарыты в землю знаменитые Клодовские кони, памятники Кутузову, Барклаю.
Одновременно с подготовкой к обороне началась эвакуация. Гитлеровцы усиленно бомбили и обстреливали. За короткий срок вывезли 600000 жителей, научные учреждения, музеи, театры.
7сентября началось генеральное наступление на Ленинград. В жестоких боях гитлеровцам удалось потеснить наши войска и продвинуться вперед, но пройти они не смогли.
Ленинградцы дрались с такой храбростью, с таким беззаветным героизмом, что вселили в противнике страх, который не думал наступать на Ленинград.
Фашистские летчики с сентября по декабрь 1941года сбросили 100000 зажигательных и 4000 фугасных бомб, по городу было выпущено 24000 снарядов.
Бомбежки и расстрел разрушали жилые дома, предприятия. Заводы работали под бомбами и снарядами. Большинство рабочих ушло на фронт, их заменили женщины и подростки.
(Просмотр презентации во время рассказа учителя)
С каждым днем становилось все труднее: продукты кончались, потому что был взорван главный продовольственный склад. С 20 ноября в городе установлена норма 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125граммов на карточку служащего и иждивенца.
-Обратите внимание, на книжной выставке книги о Ленинграде военных лет, сейчас прочитаю отрывок из рассказа В. Карасева «Хлебные крошки»
(Учитель читает отрывок из рассказа)
-Ребята, что вы можете сказать об этом рассказе?
-Вот так жили дети, а вот хлеб 125 граммов
(Учитель показывает кусок хлеба)
-В таких ужасных условиях дети помогали взрослым на заводах и фабриках. В ноябре умерло 11000 человек, в декабре 52000. Давайте, отдадим им дань минутой молчания.
Минута молчания
-Где ленинградцы брали силы?
-Конечно, в искусстве. Искусство вкошмаре 900дневной блокады оказывало жизнеспасительное действие на исстрадавшие души защитников города. Многие ленинградки носили в противогазовых сумках, стихи любимых поэтов, например, как это:
Ученики читают стихи Б. Лихарева
Навсегда дорогой, неизменчивый
Облик неподкупен и строг.
Вот идет ленинградская женщина,
Зябко кутаясь в белый платок,
Путь достался не близкий, не маленький,
Тяжко ухает пушечный гром.
Ты надела тяжелые валенки,
Подпоясалась ремешком…
-Единственным «окном», соединившим Ленинград с «большой землей», было Ладожское озеро. 23 ноября первая колонна грузовиков прибыла в город по льду Ладожского озера. С этого дня непрерывным потоком пошли машины по «дороге жизни», как прозвали Ладожский лед.
-К прорыву блокады начали готовиться еще осенью 1942года. 12января 1943года началось наступление, а 18 января в 11часов утра войска Ленинградских и Волховских фронтов, соединились, блокада была прорвана. Однако город был освобожден не полностью. В январе с 26 по 28 января 1944 года войска полностью разгромили фашистов.
IV. Просмотр фильма «Оборона Ленинграда»
-Сейчас посмотрим фильм «Оборона Ленинграда», затем я у вас спрошу, что запомнили, будьте внимательны.
Учащиеся смотрят фильм, затем учитель спрашивает
-Что запомнили из просмотренного?
(Ответы детей)
V
исунки детей, выставка, анализ
VI Подведение итогов.
-О чем говорили сегодня на занятии?
-Какие были ленинградцы?
-Когда прорвали блокаду?
-Самые интересные моменты?
На этом наше занятие закончено.