Анна Шилова
Конспект занятия «Привычная и удивительная соль»
▼ Скачать +Заказ
КОНСПЕКТ на тему «Привычная и удивительная соль»
Ребята, подойдите поближе. Посмотрите, кто- то к нам стучится…
(на экране картинка гнома)
Голос: Привет, ребята! Я Гном Гномыч! Я пришёл к вам из недр земли и принёс волшебное вещество, а что это такое, я не знаю! Помогите мне, пожалуйста!
Ребята, давайте поможем Гном Гномычу разобраться!
Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:
Без неё, ребята, повар.
Просто как без рук,
Публикация «Конспект занятия „Привычная и удивительная соль“» размещена в разделах
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно догадались.
Ну, конечно – это… (соль)
Высыпаю соль в емкость и задаю вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди
используют соль?»
Ответы детей: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её
используют для приготовления пищи.
- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль и где ее применяют?
Дети садятся.
Демонстрирую презентацию «Добыча соли, ее применение».
-Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Сегодня
мы с вами постараемся больше узнать о соли.
Получение соли глубокой древности люди ели не приправленную ничем
пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу
использовали в качестве приправы.
-Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской
воды. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль
кристаллизовалась.
- Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд
- Сейчас в наше время соль добывают с помощью специальных комбайнов
- Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль – богатство! Хлеб и соль
стали символами гостеприимства и радушия русского народа. По
старинному обычаю при встрече дорогих гостей торжественно подносят
хлеб и обязательно соль.
-Соль – пищевой продукт. Ребята, как вы думайте, где применяется соль?
(ответы детей)
-Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только
употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат
различные заболевания.
-Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым
воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой
пещере, она вся сверкает и переливается.
- На улице посыпают солью лёд. Зачем это делают (Ответы детей)
-Применяют для очищения посуды.
-Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже
нужна соль.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о соли?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Соль рассыпал – к ссоре.
Молодцы!
Мы много узнали о значении соли, а теперь я вам предлагаю отправиться в лабораторию и посмотреть какими свойствами обладает соль.
- Сначала предлагаю поиграть!
Очень опыты мы любим! Шеей вправо, влево крутим.
Соль полезна для еды - Если правда топай ты!
Соль промывает рот - Делай вправо поворот!
Также нос и снова рот - Делай влево поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильным и здоровым стать. А затем весь мир обнять.
- Вы хотите стать настоящими учеными - исследователями, я предлагаю
сначала превратиться в «учёных». (дети одевают халаты и шапочки)
Я хочу напомнить вам правила, которые надо соблюдать в лаборатории.
Но в лаборатории нужно соблюдать правила, давайте сформулируем их вместе….
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
- Запомнили правила?
Ребята, посмотрите, у меня есть чудесные мешочки. Для каждого из вас я
приготовила мешочек с солью! Но все не так просто! На вид все мешочки
одинаковые. Но в корзинке есть не только мешочки с солью, но и другие
мешочки! Каждому из вас предстоит найти на ощупь мешочек с солью! Дети
находят, выбирая из предложенных мешочков, ощупывая руками,
соль. Объясняют свой выбор.
- Возьмем свои мешочки. Я приглашаю вас пройти в лабораторию и провести
опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи.
Садитесь за столы поудобнее.
- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Все расселись по местам?
никому не тесно?
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Понюхайте. Соль имеет запах?
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
-Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли.
Посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? (Белая.)
Надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу
в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании
ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3. «Соль растворяется в воде»
- Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Сейчас мы это узнаем.
Отодвиньте тарелки, возьмите стакан с водой, давайте насыплем в него
ложку соли и размешаем.
Что вы видите? Куда же делась соль? (Она растворилась.)
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус.
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде;
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже
солёная? (Нет, в речке вода пресная).
- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это
проверить?
- Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с
солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
- А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который
остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо
утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде
тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Предлагаю поиграть в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста,
конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок,
апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Ребята, мы с вами много узнали о свойствах соли.
Оказывается соль можно использовать в творчестве и ей рисовать, предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и сделать с помощью соли красивые открытки и подарим их Гном Гномычу. Проходите, садитесь за столы. Перед вами листочки с рисунками и соль. Сначала клеем прорисовываем картинку по контуру. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Приступайте к работе. Дайте высохнуть
рисунку.
Пока картины сохнут, давайте поиграем в игру «Что мы нового узнали о соли».
- Кто приходил к нам в гости? Какая проблема была у Гном Гномыча? Мы помогли ему? Что нового вы узнали о соли?
Стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите, какие красивые открытки у вас получились. Молодцы!