Галина Бухтерева
Конспект занятия «Как хлеб на стол пришел» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;
- уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;
- обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;
- привить детям бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о том, что прежде, чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Как хлеб на стол пришел“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- активизация словаря детей по теме;
- формирование грамматически правильной речи;
- упражнять в сравнении двух растений (рожь и пшеница);
- формирование умения делать выводы после сравнения;
- развивать любознательность, желание научить выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
- закрепление умения детей играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда.
Оборудование: карточки-загадки, муляжи хлебобулочные изделия на подносе, настоящая буханка хлеба и батон, музыкальный центр с записями «Звуки природы», магнитная доска, серия картин «Откуда хлеб пришел».
Предварительная работа: ежедневно обращать внимание детей на то, что хлеб – необходимый продукт питания, его надо беречь; отгадывание загадок о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение сказок и рассказов: марийская народная сказка «Лепешка», белорусская сказка "Легкий хлеб"; М. Пришвин "Лисичкин хлеб"; стихотворений Ю. Жадовской «Нива, моя нива», Плещеева «Осенью», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб», Е. Трутнева «Золотой дождик», С. Дрожжина «Каравай». Чтение рассказов
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем в ней идет речь.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Сегодня мы совершим небольшое путешествие и узнаем, откуда хлеб на стол пришел.
Дети садятся за свои столы.
2. Основной этап:
На рабочем столе воспитатель поднимает салфетку, под которой находятся муляжи хлебобулочных изделий, настоящая буханка хлеба, батон.
- Посмотрите, как красиво сервирован стол и уставлен различными яствами. Чего здесь только нет… Что вы здесь видите? ( Ответ: батон, буханка, баранки, печенье, булки, пироги, блины, крендель)
- Как можно назвать все это одним словом? ( Ответ: хлебобулочные изделия)
- Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык. На старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».
- С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.
- Хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно прорастает и возвращается большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зерна. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которым растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол : на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.
- Ребята, почему один хлеб белый, а другой черный? ( Ответ: белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки).
- Правильно, они сделаны из разной муки. А муку делают из разных зерен. А из каких – мы сейчас посмотрим.
Дети подходят к дидактическому столу, на котором лежат пшеничные колосья и зерна, а также ржаные колосья и зерна. Дети сравнивают колосья и зерна между собой.
- Колосья и зерна – это еще не хлеб. Зерно проходит долгий путь, прежде чем стать хлебом.
- Весной в поле выезжают трактора. Ими управляют… ( Ответ: трактористы).
- Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. А можно в такую землю класть зерно? ( Ответ: нет).
- Нужно сначала разрыхлить и взбороновать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями (показ иллюстрации). Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.
- Как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом? ( Ответ: механизатор).
- Дальше надо бросить зерна в землю.
- Давайте представим, что вы сейчас тоже превратитесь в зерна.
Игра-релаксация “Зернышки”
Цель: обучение выразительным движениям, снижение психоэмоционального напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Звучит музыка природы.
Дети выходят из – за столов и садятся на ковер.
- Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).
Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)
- Молодцы! Отдохнули? Присаживайтесь на свои места.
Рассказ воспитателя о производстве хлеба.
- Раньше зерна сеяли вручную.
- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … ( Ответ: сеялки).
- Зерно лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается в … ( Ответ: росток).
- Какой росток? ( Ответ: хрупкий, нежный, маленький).
- За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
- Хлеб созрел. Пора косить. Срезают колосья специальные машины, которые называются комбайны. Люди, работающие на комбайнах, называются… ( Ответ: комбайнеры).
- Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски. Внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыпется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле. Зерно везут на мельницу.
- Здесь его перемалывают жерновами. Зерно превращается в муку. Работают на мельнице люди, которые называются … ( Ответ: мельники).
Дети подходят к рабочему столу и рассматривают муку ржаную и муку пшеничную. Описывают муку, используя прилагательные белая, легкая, рассыпчатая, мягкая.
- Далее муку отвозят на хлебозавод в пекарню. В пекарне работают люди, которые называются… (пекари). Из муки делают тесто.
- Из теста пекут батоны, буханки, булочки. Баранки. А потом все это везут в магазин. Как называется отдел в магазине, в котором продают хлеб? ( Ответ: бакалея).
Далее детям предлагается отгадать загадки по теме.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. ( Ответ: колос)
Парикмахер необычный,
Гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос. ( Ответ: комбайн)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее. Хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! ( Ответ: баранка)
В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. ( Ответ: пирог)
- Ребята, а какие пословицы вы знаете о хлебе? (Хлеб – всему голова. Без хлеба – нет обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка.).
- Посмотрите, картинки на магнитной доске все перепутались. Помогите навести порядок и расставить их как надо.
Дети расставляют картинки по порядку и составляют по ним рассказ по цепочке.
3. Итог занятия :
- Что мы сегодня узнали о хлебе?
- Откуда он к нам пришел?
- Так почему же хлеб всему голова?
В следующую пятницу мы с вами станем пекарями сами: будем замешивать тесто, лепить баранки и запекать их.
Спасибо большое, ребята, за работу на занятии!
Используемая литература:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., «Мозаика – синтез», 2012.
2. «Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет» под ред. Л. А. Парамоновой, М., «Олма Медиа Групп», 2011г.
3. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты»/ авт. – сост. Н. П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»/ авт. -сост. Горбатенко О. Ф. – Волгоград: Учитель, 2007.