Светлана Аминева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Мы в лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность на тему : «Мы в лаборатории»
с детьми подготовительной группы
Автор: Аминева Светлана Флюровна, Воспитатель МАДОУ Детский сад №25 городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Цель: установление простейших причинно - следственных связей.
Задачи:
1. Продолжать развивать у детей познавательные способности, самостоятельность.
2. Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления.
3. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Мы в лаборатории“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
5. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Материал: воздушный шарик, лист бумаги, шерстяная ткань, емкость для воды, соль, перец молотый, подсолнечное масло, пищевые красители.
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся гостям, друг другу и мне. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории :
- ничего не трогать без разрешения;
- внимательно слушать и выполнять то, что говорю я;
- ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Перед детьми лежит мешочек. Как вы думаете, что там может быть? ( Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)
(В мешочке лежит перемешанные соль и молотый перец).
Ребята, как вы думаете можно ли разделить соль и молотый перец?
Дети. Можно разделить через ситечко.
Воспитатель. Правильно, крупные камешки соли останутся на ситечке. Но все-таки перец остался с солью. Я предложу другой вариант. Мы возьмем воздушный шарик. Как вы думаете, что можно сделать с шариком?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Сейчас мы возьмем шарик и потрем его о шерстяную ткань, но можно и о свои волосы. Давайте поднесем к смеси перца и соли.
Что произошло? Перец приклеился к шарику. Почему?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. А вы, знаете, что это явление называется статическое электричество. Это ещё один пример действия статического электричества. Когда мы трём шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместится как можно дальше от шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда ты подносишь к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Воспитатель. Вам понравился этот эксперимент? Еще хотите?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Давайте возьмем прозрачную емкость с водой и нальем туда подсолнечное масло. Как вы, думаете, что произойдет. Масло перемешается с водой? (Вылить в воду растительное масло).
Масло будет плавать по поверхности. Добавим пищевой краситель к воде и маслу. А теперь медленно в воду добавим соль. Что произойдет?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. (Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным)
Физкульминутка.
Выполняем упражненье
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Воспитатель. Ребята, а что произойдет если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Невероятно, но он просто лопнет! Почему это происходит? Чистим апельсин, шкурки откладываем в сторону, они нам понадобятся. (Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются лишь только сок с цедры попадает на них)
Воспитатель. Что произошло?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Сок который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Лимонен используют при производстве косметики, он придает парфюмерной композиции хвойный и лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Воспитатель. Ребята, вам понравилось в нашей лаборатории?
Что вы сегодня узнали нового?