Анастасия Игнатьева
Конспект музыкального занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Русские народные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия. Совместная деятельность музыкального руководителя и дошкольников среднего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
«Русские народные инструменты»
Выполнил
Публикация «Конспект музыкального занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Русские народные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Игнатьева А. В.
г. Ханты-Мансийск, 2023
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
1. развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
2. учить различать музыкальные инструменты по звучанию;
3. формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
4. воспитывать любовь к русской народной культуре, эмоциональную отзывчивость на народную музыку.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование: музыкальное сопровождение; муз. инструменты (бубен, трещётка, ложки); кукла би-ба-бо Петрушка, письмо, сундучок, иллюстрации инструментов на интерактивной доске;
Форма занятия: учебно-игровая.
Продолжительность: 20 минут.
Участники: Средняя группа.
Ход НОД:
ПРИВЕТСТВИЕ:
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята (поет)
Дети: Здравствуйте. (поют)
Муз. рук. Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Петрушка (кукла бибабо). А, знаете, кто это такой? Это шутник и весельчак. Наш Петрушка молодец, на макушке бубенец. Он очень любит гостей. Петрушка хочет поиграть с Вашими пальчиками.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Наши пальчики – артисты:
(Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)
Пианисты, баянисты,
(Пальцы обеих рук выполняют движения, соответствующие игре на перечисленных музыкальных инструментах)
Скрипачи и трубачи,
Гитаристы, гармонисты, -
Все хорошие артисты
(Поочередное соединение всех пальцев с большим)
Музыканты хоть куда,
(То же в обратном порядке)
Веселят народ всегда!
(Хлопать в ладоши)
(Петрушка что-то шепчет на ушко музыкальному руководителю)
Муз. Рук. Ребята, Петрушка сказал, что ему понравилось, как мы играли с нашими пальчиками, за это он нам дарит этот сундучок, но сундучок не простой, а с секретом!
Муз. Рук. Спасибо Петрушка. Ребята, посмотрите какой красивый сундучок, сейчас я его открою и посмотрю, что же в нём. Здесь письмо, а в письме написаны загадки. Давайте попробуем их отгадать, вдруг что-нибудь произойдёт.
1. Может загреметь будто гром.
Может зазвенеть ручейком.
Любят дети с ним играть,
Любят дети с ним плясать.
Есть у нас весёлый друг,
Очень любит громкий стук:
Тут ответ совсем не труден-
Знают все, что это … (Бубен)
СЛУШАНИЕ:
(После того, как дети отгадали загадку звучит произведение Е. Железновой «Бубен» и на интерактивной доске появляется картинка бубна)[/i]
Ребята, посмотрите на картинке, изображён музыкальный инструмент «бубен». Музыкальные инструменты, придуманные и сделанные народом, называются народными. Делали в старину инструменты из разных дощечек, поленьев, кожу натягивали на деревянные круги, использовали колокольчики, деревянные ложки. Вот на этих инструментах как играют? (ответы детей)
Правильно, ударяя пальцами, или друг о друга.
Музыкальные инструменты, звук которых, извлекается ударом, называются ударными. В старину все ударные инструменты называли бубнами, а игру на них бряцанием или ударением.
Ребята, давайте поиграем немного с бубном.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА:
«Ты беги весёлый бубен»
музыка и слова С. Г. Насауленко
Муз. Рук. А теперь ребята давайте отгадаем вторую загадку и посмотрим, что за инструмент появится на экране. Это не простая загадка, а музыкальная. Вы должны по звуку определить, что это за инструмент.
(Дети закрывают глаза, а музыкальный руководитель играет на трещётке).
СЛУШАНИЕ:
(После того, как дети отгадали на каком инструменте играет музыкальный руководитель, звучит произведение Андрей Долгов. Альбом: Инструментальный олимп – «Весёлые оглушающие трещётки», и на интерактивной доске появляется картинка трещётки.)
Муз. Рук. Трещотка – древнейший Русский народный музыкальный ударный инструмент. Трещотка – это ни что иное, как набор деревянных пластинок, нанизанных на крепкий шнурок и издающих трескучие звуки при встряхивании. Этот весьма эффектный и забавный музыкальный инструмент.
Кто попробует поиграть на этом музыкальном инструменте?
Муз. Рук. Молодцы ребята, осталась ещё одна загадка.
3. Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких.
Это - ложки.
(После того, как дети отгадали загадку звучит произведение Русский народный оркестр хора имени Пятницкого – «Плясовая с ложками» и на интерактивной доске появляется картинка ложек)
Ложки — это древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
Ребята, сейчас я Вам покажу, как правильно играть на ложках (музыкальный руководитель рассказывает, как правильно держать музыкальный инструмент в руках и как правильно на нём играть). Ну что ж, теперь попробуйте сами сыграть на ложках.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:
Оркестр «Ложкари» на р. н. м.
(Рефлексия) Ребята, наше занятие подошло к концу, расскажите, пожалуйста, какие инструменты сегодня звучали?
Какие Вам больше понравились?
Как правильно играть на ложках?
Ребята, данные музыкальные инструменты являются часть нашей русской культуры, давайте не будем забывать наши истоки и почаще играть на русско-народных инструментах. Всем спасибо, до новых встреч.
(Дети уходят под звуки оркестра народных инструментов.)