Любовь Лисевич
Конспект музыкального занятия «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий
«В волшебном лесу»
Музыкальный руководитель : Лисевич Любовь Викторовна
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «В волшебном лесу».
Публикация «Конспект музыкального занятия „Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии ребенка“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Тип занятия : музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии
Задачи:
1. Образовательная:
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
- обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением
2. Развивающая :
- развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен
- способствовать развитию творческой активности детей музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) .
3. Воспитательная:
- развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей
-воспитывать эстетический вкус в передаче образа
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка
- воспитывать умение общаться через песню и танец
4. Оздоровительная :
- с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье детей
- с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
- способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Методы и приё мы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, сюрпризный момент, вопросы к детям.
Форма организации деятельности: групповая
Средства обучения:
1. Оборудование:
-музыкальный центр
- ноутбук,
2. Наглядный материал:
Презентация с картинами
3. Музыкальный материал
- «Эстрадный марш» «Танцевальная ритмика для детей» №4 Т. Суворовой
- Песня «Елочка – краса» А. Бирнова
- Музыкальная игра «До чего же хорошо» Е Тиличеевой.
- Музыкально – ритмическая композиция «Метелица»
- Пальчиковая сказка «Рукавичка»
- Коммуникативная игра «Повар»
- Речевая игра «Сладкоежка»
- Игровой массаж «Дружок»
Предварительная работа:
Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года», разучивание песен, использование на занятиях пальчиковой гимнастики, валеологической распевки, разработка музыкально – ритмической композиции, подготовка презентации.
Ход занятия:
М. Р. : Ребята, давайте поздороваемся под музыку. А теперь, чтобы у нас было веселое и радостное настроение мы споем музыкальное приветствие «Солнышко ясное, здравствуй!»
Дети исполняют валеологическую песенку – распевку «Солнышко ясное, здравствуй!»
М. Р. : Я тоже вас всех люблю, а еще я люблю танцевать и играть вместе с вами, давайте начнем наше занятие с перестроения под музыку.
Ходьба с перестроениями под музыку «Эстрадный марш» Т. Суворова диск №4
М. Р. : Ребята, посмотрите как красиво в нашем зале, снежинки – балеринки смотрят на ребят, а на улице белым – бело, сколько снега намело, посмотрите как красиво сейчас в зимнем лесу.
(Дети рассматривают иллюстрацию зимнего леса)
М. Р. : Какая красивая наша зима, усыпаны снегом дороги, дома,
Катаются весело с горок ребята, ведь наша Россия снегами богата!
А теперь, ребята, отгадайте – ка загадку.
С горки санки убегают, санки лыжи догоняют,
Слышится повсюду смех, что ж, каникулы у всех,
В этот месяц свой отчет начинает Новый год!
Правильно, январь – чудесный месяц, потому что 1 января наступает самый волшебный праздник – Новый год! Ребята, а скажите мне пожалуйста, какая лесная гостья приходит в каждый дом под новый год и приносит чудеса?
Давайте мы споем песню про елочку «Елочка – краса»
Дети исполняют песню «Елочка – краса»
М. Р. : Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, я вам предлагаю отправиться в зимний лес, найти нашу волшебную елочку, которая была у нас на новогоднем празднике и поблагодарить ее за чудеса, которые она нам принесла. Но как нам добраться до леса?
Правильно, мы поедим на санках, а чтобы нам было веселей мы свами будем петь задорную песню.
Песня – игра с элементами ритмопластики «До чего же хорошо, весело зимой»
Е. Тиличеевой.
Показ иллюстрации зимнего леса.
М. Р. : Посмотрите, какая снежная полянка в зимнем лесу, давайте подуем на снежок.
Дыхательная гимнастика с атрибутами (султанчики)
Налетел вдруг ветерок, шаловливый паренек, (дуют на султанчики несколько раз)
Снежинки в небо он поднял и с ними вальс затанцевал.
Закружило, замело, сколько снега намело,
Мерзнут ножки наши, а мы весело попляшем!
Дети исполняют музыкально – ритмическую композицию «Метелица»
М. Р. : Мороз приходил, нам сказку подарил,
Ее не только мы расскажем,
Мы ручками ее покажем.
Пальчиковая сказка «Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор топал дедушка Егор, Дети шлепают ладошками по коленкам
Очень, очень он спешил, рукавичку уронил, Показывают обратную сторону ладони
Мышка по полю бежала, рукавичку увидала. «Бегают» пальчиками одной руки по другой
-Кто, кто здесь живет? Мышку здесь никто не ждет? Стучат кулачком по ладошке
Стала жить-поживать. Звонко песни распевать. Хлопки
Зайка по полю бежал, рукавичку увидал, Жест «Зайчик», жест «Рукавичка»
-Кто, кто здесь живет? Звонко песенку поет? Хлопки
Мышка зайку пригласила, сладким чаем напоила. Зовут, жестикулируя руками
Зайка прыг, зайка скок, вкусных пирогов напек. «Пекут» пирожки
Как по полю шла лисичка, увидала рукавичку, Мягкие движения кистями рук
-Кто, кто здесь живет, звонко песенку поет, Хлопки
И лисичку пригласили, пирогами угостили, Зовут, жестикулируя руками
Стала жить-поживать, пол метелкой подметать, «Подметают» ладошками по коленкам
Мишка по полю гулял, рукавичку увидал, Жест «Мишка»
-Кто, кто здесь живет? Звонко песенку поет? Стучат кулачком по ладошке
Звери испугались, в страхе разбежались. «Бегут» пальчиками по телу сверху вниз
Сюрпризный момент
Под музыку появляется Медведь (ребенок)
М. Р. : Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Здравствуй. Мишка, а почему ты такой грустный?
Мишка: Я тоже хотел пирожков покушать.
М. Р. : Да, звери тебя испугались и разбежались, но ничего, мы сейчас и тесто замесим и пирогов напечем, ведь мы самые лучшие повара.
Коммуникативная игра с пальчиковой гимнастикой «Повар»
Я лучший повар и десять поварят
И десять поварят,
(дети стоят в парах лицом к другу, одна ручка – ладошкой, вторая – кулачек, под музыку чередуют движение ручек)
Все меня любят и все мне говорят,
(показывают на себя)
Как вкусно вы готовите,
(«месят» тесто)
Как вкусно вы печете,
(«лепят пирожки)
Что пальчики оближите
(«фонарики»)
И песенку споете:
(играют в «ладушки», в ритме музыки)
Але, Але - Аленушка,
Ива, Ива - Иванушка,
Нева, Нева – красавица, крутые берега.
М. Р. : Наш Мишка все еще грустный, почему?
Мишка: Я хочу поиграть в свою любимую игру «Сладкоежка»
М. Р. : Да ты еще и сладкое любишь, мы тоже любим сладости и эту игру тоже знаем, сейчас мы с тобой поиграем.
Речевая игра «Сладкоежка»
Дети стоят в кругу и передают мячик по кругу, проговаривая фразу текста по типу «Съедобное – несъедобное». Если слово обозначает съедобное – ребенок берет мячик и говорит «Ням», а если несъедобное – прячет руки за спинку.
Начинаем развлеченье, я принес вам угощенье,
Вот тебе пирожное, а тебе мороженое,
Вкусную ватрушку, мягкую подушку,
Вот молочный шоколад, разноцветный мармелад,
Абрикосовый пирог и малиновый сапог.
Яблоки румяные, ложки деревянные,
Круглый апельсин, книжный магазин,
Сладкое варенье, квадратное печенье,
Звонкий барабан, сахарный банан.
М. Р. : Мишка, Мишенька, скажи, как нам к елочке пройти?
(Мишка жестом подзывает к себе и шепчет на ухо)
М. Р. : Мишка говорит, что знает, где наша елочка.
Зайка, зайка, приходи,
К елочке нас отведи.
Под музыку появляется Зайка.
Зайка: Хорошо, только вы со мной тоже поиграйте.
М. Р. : Конечно, ведь ты же наш дружок, давайте, ребятки, поиграем с зайкой.
Игровой массаж «Дружок»
Дети стоят в парах лицом друг к другу, выполняют движения по тексту, на слова «Хорошо с тобой дружок» - кружатся в парах «лодочками»
У меня такие ручки – посмотри, посмотри,
Я похлопаю в ладошки – раз, два, три, раз, два, три.
Твои ручки тоже на мои похожи
(гладят ручки друг друга)
Хорошо с тобой дружок, покружись со мной разок.
У меня такие щечки – посмотри, посмотри,
Разотру я их немножко – раз, два, три, раз, два, три.
Твои щечки тоже на мои похожи
(растирают щечки друг друга)
У меня такие ушки - посмотри, посмотри,
Я пощиплю их немножко, раз, два, три, раз, два, три.
Твои ушки тоже на мои похожи
(щиплют ушки друг друга)
У меня такая спинка – посмотри, посмотри,
Я похлопаю по спинке, раз, два, три, раз, два, три,
Твоя спинка тоже на мою похожа
(хлопают, обнимая друг друга, по спинке)
Хорошо с тобой дружок, покружись со мной разок.
Зайка: Спасибо, ребята, а вот и ваша елочка!
(Дети рассматривают иллюстрацию)
М. Р. : Вот она, красавица наша, давайте подойдем к нашей елочке.
На краю лесной опушки стоит зеленая подружка,
Лесная ты красавица, под метель кудрявится,
Весь наряд с иголочки, вот и наша елочка!
Давайте поблагодарим нашу елочку за те чудеса, которые она нам принесла на Новый год.
(Дети благодарят елочку)
М. Р. : Ну что, ребята, наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад, а доедим мы с вами на волшебных санях с бубенцами.
(Одеть детям браслетики с бубенчиками на ручки)
Под музыку дети выполняют музыкально – ритмическую композицию «Бубенчики»
М. Р. : Ребята, где мы сегодня вами были?
Ответы детей.
М. Р. : Для чего мы отправились в зимний лес?
Ответы детей.
М. Р. : Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся под музыку.
Под музыку дети выходят из музыкального зала.
Самоанализ музыкального занятия
Данное занятие было запланировано мной в соответствии с темой моего опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии ребенка»
Участники музыкального занятия – дети подготовительной группы. У детей наблюдается нарушение компонентов языковой системы, также нарушение психических процессов как память и внимание, есть дети с диагнозом ОНР.
Данные оссобенности детей необходимо учитывать при проведении занятий, также данная группа является оздоровительной, поэтому занятие требует особую структуру, с применением здоровьесбережения.
Цель моего занятия : комплексное оздоровление детей, создание эмоционального комфорта для детей посредством использования здоровьесберегающих технологий.
вание привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Воспитательные:
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
Оздоровительные :
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма.
Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
В занятии прослеживалась интеграция следующих образовательных областей:
Физическое развитие.
- Развитие физических качеств в музыкально – ритмической деятельности.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Социально – коммуникативное развитие.
- Свободное общение со взрослыми и детьми.
- Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях.
Познавательное развитие.
- Расширение кругозора детей.
Речевое развитие.
- Развитие речи средствами пения, ритмодекламации.
Художественно – эстетического.
-Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества.
Планируемый результат:
Закрепление полученных знаний, умений, навыков детей в игровой форме.
Проявлении активности, самостоятельности в разных видах музыкальной деятельности.
Достижение каждым ребенком ситуации успеха в музыкальной деятельности, закрепление положительного отношения к занятию.
На занятии были использованы следующие виды здоровьесберегающих технологий : Ритмопластика, пальчиковая гимнастика, речевая игра, игровой массаж в парах, самомассаж, ритмодекламация, валеологическая песенка – распквка, дыхательная гимнастика.
Основная форма поведения занятия – фронтальная.
Методы обучения, использованные во время работы, прежде всего игровые (вхождение в сказку, помощь сказочному герою, наглядные (презентация, словесные (вопросы, загадки) и практические (решение проблемной ситуации).
Во время самостоятельной работы детей хочется отметить работу в парах, дети дружно работали, согласовывая свои действия с действием партнера.
Занятие прошло в оптимальном темпе, за счет смены деятельности. Использование в занятии мультимедийной презентации, раздаточного материала обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению задач.
Хочется отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, особенно с нарушениями речи, способствует поддержанию интереса к музыкальной деятельности и помогает развить музыкальность и творческие способности детей.