Евгения Михайлова
Конспект музыкального занятия «Сказочный бал» по творчеству композитора Н. А. Римского-Корсакова
▼ Скачать
Конспект музыкального занятия.
Тема: «Сказочный бал» по творчеству композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Цель: развивать у детей слушание и понимание классической музыки, передавать характер музыки через движения, в импровизации, с помощью слов-образов, символов; продолжать обучение игре на музыкальных инструментах : металлофоне, треугольнике, колокольчиках, ксилофоне. Способствовать ритмичному исполнению музыкальных мелодий, развивать чувство ритма; формировать эстетический вкус; способствовать креативному развитию.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Сказочный бал“ по творчеству композитора Н, А, Римского-Корсакова» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Предварительная работа: знакомство с произведениями Н. А. Римского-Корсакова, стихами из сказки «Сказка о царе Салтане» А. С, Пушкина. Игра на музыкальных инструментах, танцевальные импровизации.
Оборудование: портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова, музыкальный инструменты, султанчики; дидактические игры «Музыкальные символы», «Угадай настроение». Грамзапись произведений Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда», «Океан – море синее». Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»
Тип: нетрадиционный
Дети заходят в зал под музыку Н. А. Римского-Корсакова.
Муз. руководитель: Дорогие дети, сегодня в нашей музыкальной гостиной мы познакомимся с прекрасным русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Ребята, а кто такой композитор, поэт, художник? Что делают эти люди?
Ответы детей.
С помощью чего они создают свои произведения?
Ответы детей
Вот мы сегодня поговорим о композиторе, который написал очень много произведений, из них оперы: «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Садко» и другие, также симфонические сюиты «Шехеразада», «Испанское каприччио», сборники русских народных песен и много других произведений.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился больше двухсот лет тому назад в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии, где его отец – бывший губернатор – имел дом. Мать композитора была дочерью крепостной крестьянки. Музыкальные способности ребенка проявились рано, и его стали обучать игре на фортепиано. Старший брат Римского-Корсакова был военным моряком, и по его стопам пошел в Морской корпус двенадцатилетний Николай. Занятия в морском корпусе не нравились мальчику, так как там была казенная обстановка и муштра. Заниматься музыкой было мало времени. Когда он окончил Морской корпус, то отправился в кругосветное плавание, в котором был 3 года. Римский-Корсаков набирался много новых впечатлений, видел много стран, и конечно полюбил море, которое потом изображал в своих произведениях.
Вот мы сейчас и послушаем пьесу «Океан – море синее» из оперы «Садко»
А теперь давайте с помощью дидактической игры «Угадай настроение» расскажем о характере этой музыки. Ответы детей.
После возвращения в Петербург Римский-Корсаков ушел с морской службы, и стал пробовать свои силы в сочинений музыкальных произведений.
И сегодня мы с вами познакомимся с одним из них. Но сейчас я хочу загадать вам сказочные загадки. Итак, начинаем:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Кабы я была царица –
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
- Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
- Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Конечно, «Сказка о царе Салтане», которую написал поэт А. С. Пушкин. А композитор Римский-Корсаков сочинил музыку, и создал чудесную оперу «Сказка о царе Салтане». А кто может рассказать, о чем говорится в этой сказке? Ответы детей.
И вот сейчас мы с вами послушаем и поговорим о пьесе «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Итак, отгадайте первое чудо:
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд…
Слуги белку стерегут.
Верно, называется пьеса «Белка»
Дети исполняют на музыкальных инструментах русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде»
Муз. руководитель: А теперь отгадайте второе чудо
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумное …
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Муз. руководитель: Вот эта пьеса называется «Богатыри» Послушаем ее?
А теперь с помощью наших музыкальных символов поговорим о характере этой пьесы. Какое здесь море? Есть ли на нем волны? Почему вы так решили?
Проводится дидактическая игра «Музыкальные символы»
Муз. руководитель: А какие звонкие и певучие строки пушкинских сказок! Они мгновенно запоминаются, завораживают нас. Кажется, начни только читать первые строки – и герои сказок тут же оживут.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит!
А сама-то величава
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель : Конечно, вы угадали наше третье чудо, которое называется «Царевна лебедь»
Давайте послушаем эту пьесу, рассмотрим фотографии и представим себе, какую лебедь смог с помощью звуков показать нам композитор.
А сейчас попробуем представить себя в роли Царевны Лебедь. Девочки с султанчиками передают характер музыки через движения в импровизации.
Муз. руководитель: Пусть всегда стихи поэта и музыка композитора озаряют нашу жизнь. Пусть проходят века, но все так же светло и молодо звучит музыка великого Н. А. Римского-Корсакова.
Дети выходят из зала.