Елена Бутарина
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Студия звукозаписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к культуре народа коми средствами музыки.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с традиционными музыкальными инструментами : историей создания, особенностями изготовления, приемами игры на инструментах.
2. Развивать музыкальное творчество, память, мышление.
3. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине.
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста „Студия звукозаписи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Оборудование: плакаты с изображением коми народных инструментов, слайды, коми народные музыкальные инструменты, иллюстрации к коми народной песне “Катша-катша”.
Ход занятия
(Под песню М. Оверина “Чолом”, дети спокойным шагом входят в зал).
Педагог (в национальном костюме) : Бур лун! Добрый день, ребята, очень рада видеть вас. Ребята, а вы обратили внимание, какая красивая музыка пригласила нас сегодня на занятие? Эта замечательная песня называется «Чолом» и написал её наш земляк, который живёт в с. Выльгорт, М. И. Оверин. Кто знает, что значит слово «чолом»? Это «здравствуй», давайте и мы поздороваемся с вами по коми. (Здороваются). Как вы думаете, какой сюрприз я приготовила сегодня для вас? У меня есть сундучок, отгадаете загадку, я вам покажу, что в нём лежит. (Загадка про муз. инструменты) Да, я хочу вас познакомить с музыкальными инструментами народа коми. Возможно, кто-то из вас уже видел или слышал звучание этих инструментов? Расскажите.
(Ответы детей).
А хотите узнать больше и научиться на них играть? Тогда я приглашаю вас в мою студию звукозаписи, и предлагаю стать настоящими музыкантами-исполнителями. Сегодня мы попробуем оркестровать, то есть озвучить с помощью музыкальных инструментов коми народную песню “Катша-катша”.
А кто знает, что делают на студии звукозаписи?
(Ответы детей).
Мы сегодня будем записывать диск, с вашим исполнением, а в конце занятия посмотрим и послушаем что получилось.
Ну что, давайте послушаем и вспомним героев этой песни, их действия. (Слушание песни, беседа)
Для того, чтобы мы смогли сыграть с вами в оркестре, давайте познакомимся с коми народными музыкальными инструментами.
Очень хорошо, что вы вспомнили такие инструменты как шур-шар, ворсан табъяс, сера палич. Но наш оркестр будет не полный, если в нем не будут звучать такие инструменты как сярган, тутш-тотш, зиль-зель, пу барабан (инструменты размещены на столе).
Сярган – трещотка, представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки. На верху трещоток иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы.
Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его назначению: им устрашали лошадей, забравшихся на посевы.
(Показ инструмента). К какому герою песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Тутш-тотш – трещотка, представляет собой рукоятку и деревянные пластины. При встряхивании, пластины ударяются друг об друга и воспроизводят “стучащий” звук (показ инструмента и приемов игры). К какому герою песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Пу барабан– деревянный барабан. Это деревянная подвеска-дощечка прямоугольной формы с ремешком. Пастушеский барабан употреблялся в хозяйстве, на выгон, поиск и пригон коров, как охранительный, от диких зверей (показ). К какому герою нашей песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Зиль-зель – инструмент особенный, непохожий по строению и звучанию на другие шумовые инструменты. Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены деревянные палочки разной длины. При встряхивании, инструмент издает нежный звук, похожий на “журчание” ручейка (показ инструмента и приемов игры). К какому герою песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
А теперь каждый может взять тот инструмент, с помощью которого будет озвучивать своего героя песни и попробуйте поиграть. (Самостоятельный выбор инструмента и приемов игры на нем. Педагог корректирует приемы игры).
Сейчас будьте внимательны. Для того чтобы мы услышали тембр (окраску звучания) каждого инструмента, вы, музыканты, должны играть только тогда, когда в песне будут петь про вашего героя. (Оркестровка коми народной песни. Оркестр записывают на видео, затем перекидывают на ноутбук и далее вместе с детьми смотрим запись и восхищаемся).
Как вы думаете, у нас получилась игра в оркестре?
А что мы для этого сделали?
А кто запомнил название инструмента, на котором играл?
А где вам могут пригодиться знания о коми инструментах?
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Наша прекрасная игра на народных инструментах доставила мне большое удовольствие, я хочу дать вам задание, разукрасить этих красивых животных из нашей песни и подарить вам фотографии коми инструментов. До свидания! (Дети свободно выходят из зала).