Лилия Викторовна Обухова
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимняя прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ детский сад №11 «Светлячок» г. Гуково.
Конспект музыкального занятия.
Подготовила: музыкальный руководитель Обухова Л. В.
Форма проведения: музыкальное занятие.
Тип занятия : интегрированное.
Тема: «Зимняя прогулка в лес».
Цель: восприятие детьми музыки, через интеграцию различных видов деятельности.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты музыкальных занятия
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Задачи обучающие:
- закреплять знания детей о временных особенностях природы и зимующих птицах;
- обогащать музыкальные впечатления детей посредством слушания классической музыки;
- учить высказываться: об увиденном и услышанном, обогащать словарный запас детей;
- учить выполнять движения по показу музыкального руководителя.
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал и располагаются «стайкой» перед музыкальным руководителем.
Муз. руководитель:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей у нас в музыкальном зале! А что делают вежливые люди, когда встречаются? (Здороваются.).
- Давайте и вы сейчас поздороваетесь с нашими гостями, только для этого «рассыпьтесь, как горошинки» по залу.
Проводится коммуникативная игра – приветствие
«Здравствуйте, ладошки» .
(В зале звучит волшебная музыка) – «Танец феи Драже»
Муз. руководитель:
- Ребята, слышите, звучит музыка, да не простая, а волшебная. Видно, потому что мы исполнили вежливую песенку, и сейчас должно произойти чудо! Ребята, а вы верите в чудо? И я тоже верю в чудо! А давайте оглянемся назад - влево, может чудо уже произошло? (ОГЛЯДЫВАЮТСЯ). А теперь оглянемся вправо (На экране появляется СЛАЙД №1 – Сундук) Ребята, скорее подходите сюда. Что это? Вы знаете? (Сундук.) А хотите узнать, что лежит в сундуке? (ДА, только вот задача – он закрыт на замок. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы открыть замок? (ответы детей). А я знаю, где найти этот ключик! Он находится в наших ладошках. Давайте вместе откроем замок, соединяйте пальчики и повторяйте за мной.
Гимнастика для пальчиков: упражнение – ЗАМОК:
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Слайд № 2: замок открывается, из сундука появляется зеркало).
Муз. руководитель:
- Ура! Замок открылся! Похлопаем, ребята! (СЛАЙД №3 – «Зимний лес»); Посмотрите, а ведь зеркало оказалось волшебным! О чём оно нам рассказывает? Что изображено на картине? (ЛЕС, а какое время года? (ЗИМА). А ещё что вы видите на картине? Что такое извилистое уходит в глубину леса? Ребята, я поняла, зеркало предлагает нам вместе с ним отправиться в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться в путешествие? Только я вас хочу предупредить, что в пути нам встретятся разные тропинки: с высокими сугробами и лёгкие – протоптанные, а подскажет их музыка : когда зазвучит мелодия широкая, громкая, какая тропинка нам повстречается? А если лёгкая и тихая? Тогда, стройтесь за Петей в колонну…. (ДЕТИ СТРОЯТСЯ) и в путь!
Строевые упражнения: передвижение в колонне за водящим на носочках и широким шагом с высоким подниманием колена.
(Звучит «Фея Драже». На экране появляется другая картина зимнего леса).
СЛАЙД – 4 (Зимний лес 2)
Муз. руководитель:
- Ребята, слышите, снова звучит волшебная музыка. Вот мы с вами и в лесу. Вокруг так снежно и красиво! Посмотрите, какие красивые снежинки кружат в воздухе. Ой! Ребята, посмотрите, сколько снега насыпало на лесные пеньки, и получились вот такие маленькие сугробы! Правда, красиво! Я вам ребята предлагаю подышать свежим лесным воздухом, для этого становитесь на лесной поляне в шеренгу.
Дыхательное упражнение: вдыхать 3 раза носом воздух, на слог «фи» - долгий выдох.
А теперь, ребята, давайте изобразим голосом, как снежинки то взлетают вверх, то опускаются вниз, а для этого внимательно следите за моей рукой.
И так:
На звук «а» - снежинка взлетает вверх, начинаем звучать грубым голосом; На звук «о» - снежинка опускается вниз, начинаем звучать тонким голосом;
На звук «и» - снежинка взлетает вверх, начинаем звучать грубым голосом;
На звук «у» - снежинка то взлетает вверх, то опускается вниз, то снова взлетает вверх и кружит, и кружит в воздухе. Изобразим это нашими голосами, начинаем звучать низким голосом.
На звуке «у» начинается вступление Г. Свиридова «Метель»
Ребята, кажется, начинается самая настоящая метель. Скорее сядем на заснеженные пеньки и переждём её, пока не успокоится, а поможет нам музыка, которая была написана к картинам – иллюстрациям «Метель».
Видео «Метель» СЛАЙД -5
Ребята, что вы увидели сейчас на экране? Что такое метель? (Это, когда сильный ветер поднимает с земли снег и кружит его в воздухе. Если ветер стихает, то и снег медленнее, тише кружится, если ветер дует сильнее, то и снег кружит быстрее, сильнее и громче.) Вот видите, как мы словами описали метель. А ведь музыка тоже может нам рассказывать, только не словами, а звуками. А какое настроение, вызвала у вас музыка, которую мы слушали? (Взволнованное, печальное, тревожное). Да, совершенно верно, точно такое же настроение, какое бывает у нас, когда на улице метель. А всё время музыка звучала так взволнованно, тревожно, печально? (НЕТ). В конце она звучит спокойно, тихо, нежно, потому что метель успокоилась.
А теперь, ребята, я предлагаю вам изобразить метель в танце, а движения к нему вы должны придумать сами. Помогут вам – снежные «султанчики» : возьмите их под пеньками, - и выходите на снежную лесную поляну. Только, когда вы услышите, что музыка становится тихой, – это значит, танец заканчивается, и снежинки должны замереть в разных фигурах. То есть, у каждой снежинки должны быть свои движения, и опускаются они по разному: одни могут опуститься на землю, другие могут опуститься на пеньки, другие могут опуститься на деревья, могут опуститься на животного или птицу, живущую в лесу. В общем, придумывайте каждый свои движения.
Танец - импровизация (Г. Свиридов «Метель» без вступления)
Ребята, столько снежинок закружило в воздухе, что мне стало совсем холодно, я замёрзла! А вы? Давайте сейчас погреемся и поиграем в игру «Эхо». Кладите «султанчики» вот здесь, на лесной поляне, и становитесь в круг. Только повторять эхом вы будете не слова, а движения, чтобы согреться.
Исполняют движения по показу («Полечка»)
Вот мы ребята и согрелись!
Раздаётся волшебный звук зеркала СЛАЙД -6
Слышите, ребята, нас снова к себе зовёт зеркало, подойдём к нему.
Следы птиц. СЛАЙД - 7
Ребята, кажется, это чьи – то следы, но это не следы зверей, я точно знаю. Чьи же они? (ПТИЦ). Правильно, это следы птиц, которые живут в лесу зимой и не улетают в тёплые края. Давайте послушаем. Какие же птицы живут в лесу.
Пение птиц. СЛАЙДЫ 8 - 14
Ребята. Мне зеркало по секрету рассказало. Что вы знаете песню - про воробья. Это правда? Тогда я предлагаю вам её исполнить. Разлетайтесь, как снежинки по лесной поляне. А воробья я выберу весё лой считалкой:
Воробушек – пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай - ка, не робей.
Теперь я надену шапочку воробью, и он вылетит и станет впереди всех, и будет солистом. Скажите, кто такой - солист? (поёт один)
Песня «Воробей».
Расскажите, пожалуйста, по настроению песня какая? (ГРУСТНАЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ, ЖАЛОБНАЯ, а почему? (ВОРОБЬЮ ЗИМОЙ ХОЛОДНО И ГОЛОДНО). А за что воробей благодарит детей (ПОТОМУ ЧТО ДЕЛАЮТ КОРМУШКИ).
Сразу звук зеркала. Кормушка. СЛАЙД - 15
(дети остаются в рассыпную, просто поворачивают голову)
Ребята, оглянитесь, нам зеркало показывает кормушку, которую сделали люди для зимующих птиц, куда они насыпают для них корм. А мы с вами можем её не только сделать, но и показать.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем. (Машут перекрестно сложенными ладонями)
Две синицы, воробей, шесть снегирей и голубей,
Дятел в пестрых перышках (загибают пальцы, начиная с большого)
Всем хватило зёрнышек. (трут большие пальцы об укакзательные).
Посмотрите, какой птичий домик у меня есть! Я предлагаю с ним поиграть. Становитесь в круг.
Ритмическая игра «Птичий домик» (Полечка)
Ну что же, ребята, зимующих птиц мы покормили, а теперь настало время устроить самую настоящую «Птичью дискотеку». Для этого наденем шапочки и превратимся в зимующих птиц. Присаживайтесь на заснеженные пеньки, а движения выполняйте по моему показу.
Ритмический танец «Птичья дискотека».(Рахманинов «Итальянская полька»)
Звук зеркала. Группа «Фантазёры». СЛАЙД – 16
И снова нас зовёт зеркало. Вы узнали, что нам оно показывает? Это группа «Фантазёры» детского сада «Светлячок». Зеркало нам предлагает завершить наше путешествие и отправиться назад в детский сад. Становитесь в шеренгу за Петей, беритесь за руки, и спокойным шагом вместе со мной отправляемся в детский сад.
Сделав круг, дети останавливаются и становятся «стайкой» в центре зала.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? И что там интересного произошло? Что вы в лесу делали? А с кем вы повстречались?
А теперь давайте поблагодарим волшебное зеркало за такое увлекательное путешествие и скажем ему спасибо (дети подходят к экрану и говорят спасибо).
Звук зеркала. Ваза с конфетами. СЛАЙД – 17
Ребята, посмотрите, зеркало вас тоже благодарит, за то, что вы большие молодцы и угощает вас чем? Правильно – конфетами! (Вынести из-за экрана). А теперь зеркалу пора отправляться назад в сундук.
Сундук закрывается. СЛАЙД – 18
Скажите, пожалуйста. Какое у вас сейчас настроение? Весёлое, радостное.
Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми. Становитесь в шеренгу за Петей.
Психогимнастика «Лучик»
К солнышку потянулись, лучик взяли. Движения по тексту.
К сердцу прижали, людям отдали.
И улыбнулись!
А теперь попрощаемся с нашими гостями весёлой песенкой – попевкой (на мелодию «В траве сидел кузнечик»).
Прощаться, как известно, не очень интересно.
Но мы кивнём головкой, помашем на прощанье.
И дружно, и дружно всем скажем «До свиданья!» (2раза).
А теперь беритесь за руки и за Петей идите в группу угощаться конфетами.