Маренич Светлана
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Военные песни — далекие и близкие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Военные песни – далёкие и близкие».
Подготовила музыкальный руководитель Маренич С. Н.
«Детский сад №11 «Аленький цветочек»
Цели:
1. Познакомить детей и взрослых с различными видами военной песни.
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста „Военные песни — далекие и близкие“» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на песни Великой Отечественной войны: побуждать различать настроение, эмоции, характер песни, отмечать наиболее выразительные, яркие интонации (тревожные, печальные, радостные, учить сравнивать их, находить сходство с интонациями других песен.
3. Воспитывать патриотизм и чувство уважения к мужеству и героизму людей в годы Великой Отечественной войны;
4. активизировать слуховую и зрительную память;
5. развивать речь, пополнять ее новыми словами и выражениями.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Прощание славянки», дети торжественным маршем входят в зал.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше музыкальное занятие посвящено песням военных лет.
Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда мирно спали города и села нашей Родины, с немецких аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.
Ребенок:
Вставай народ!
Услышав клич земли.
На фронт солдаты Родины ушли.
Ребенок:
За каждый город, каждое село.
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.
Муз. рук. Все встали на защиту своей страны. Воевал весь наш народ – воевала и песня. Что это значит? Это значит то, что песня помогала солдатам идти в бой, придавала силы, а в минуты отдыха песня позволяла сделать передышку, вспомнить дом, родных.
Муз. рук. Я бы с песни начала рассказ,
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды, в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
Их портретов не было в газете,
Но прославлен их нелёгкий путь,
И народ, воспевший песни эти!
В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым –Кумачом. Она была необходима в эти грозные годы. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде. Быстроте её появления удивлялись и удивляются до сих пор. Уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся А. В. Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве.
Слушание первого куплета песни «Священная война».
Муз. рук. Вы почувствовали, какая она взволнованная, мощная и звучит как призыв. С этой песней уходили на фронт солдаты.
Всегда в минуты затишья звучали песни. Все они разные по характеру, но одинаково вселяющие веру в победу, напоминающие о доме.
В числе таких песен знаменитая песня «В землянке» К. Листова. Сначала это были строки из письма поэта Алексея Суркова жене. Позже, после встречи с композитором Константином Листовым, которому он передал эти стихи, родилась и зазвучала эта задушевная песня. В ней говорится о доме, о любви, о надежде на скорую встречу
Просмотр видео песни «В землянке» муз. К. Листов, сл. А. Суркова
https://www.youtube.com/watch?v=actUQxoDonc&t=73s
Муз. рук. Какая по характеру песня? (Лирическая, нежная, добрая)
Муз. рук. Какое настроение у этой песни? (спокойное)
Муз. рук. О чём в ней рассказывается? (о том, как боец вспоминает свою любимую)
Муз. рук. Слушая эту песню, солдаты вспоминали своих близких и родных.
Муз. рук. Ещё одна лирическая песня, с которой мы познакомимся, называется «Тёмная ночь». Написал её композитор Н. Богословский и поэт В. Агатов.
Эта песня из кинофильма «Два бойца». В 1943 году режиссёр Л. Луков, работая над фильмом, задумался, как снять эпизод, где солдат пишет письмо домой. Ему пришла мысль, что песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. За несколько часов была написана музыка и созданы легендарные стихи.
Слушание песни «Темная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова
Муз. рук. Эта песня очень задушевная, в ней слышны интонации грусти, печали и тоски. Для кого солдат поет свою песню? (для родного человека, для жены)
Какой характер этой песни? (грустный, тоскливый)
Муз. рук. Она выражает душевное состояние солдата, его думы о родном доме, о любимой, о вере в победу и возвращение домой.
Муз. рук. А сейчас прозвучит задорная песня «Катюша» композитора М. Блантера и поэта М. Исаковского.
Начало песни было написано до войны, а продолжение в первые годы войны. Эта песня о весне, о цветущих садах, о девушке, которая переживает разлуку с любимым. Поэт М. Исаковский написал первое яркое восьмистишие, а дальше у него «не получалось». Однако когда стихи попали к композитору М. Блантеру и тот написал мелодию, была написано продолжение знаменитой «Катюши». Легкая мелодия быстро стала популярной. Через несколько лет этим ласковым именем стали называть миномёты времен Великой Отечественой войны, наводившие ужас на врага.
Слушание песни «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского
Давайте споем все вместе.
Солистка Милана.
Пение «Катюша».
Муз. рук. Какая по характеру песня?
Муз. рук. Всё верно, песня шуточная, светлая, благородная.
Муз. рук. Какое настроение у песни?
Муз. рук. Да, эта песня взволнованная, задорная.
Муз. рук. А сейчас мы исполним песню «Эх, дороги».
Исполнение взрослыми (Воспитатель, музыкальный руководитель) песни
«Эх, дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина
Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=lrCxuYL NAM&t=2s
Муз. рук. Эта песня об идущем по фронтовой дороге солдате, о его друге, которого сразила вражеская пуля, и он остался лежать в траве у дороги. О матери, которая ждёт сына домой. Это песня – утрата. Песня о том, через что прошлось пройти нашему народу.
Муз. рук. Какое настроение у этой песни? (грустное, прощальное)
Муз. рук. Бывают события, значение которых не уменьшается со временем, а, напротив, становится более значимым, становится бессмертным. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
9 мая мы будем отмечать День Победы, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных лет.
Ребенок:
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Муз. рук: Ребята, белый голубь – это символ мира и благополучия. Давайте пообещаем помнить о подвиге советских людей.
«Птицы белые» Слова: В. Редкозубов Музыка: С. Ранда
Исполняется танец (Подготовительная группа)
Ребенок
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Дети исполняют песню «Кино идет», автор Е. Плотникова.
Сейчас прозвучит песня, которая стала Гимном Великой Победы, давайте споем ее вместе.
Звучит песня «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова
(Все поют и дети и взрослые)
Муз. рук. О чем говорится в песне? (о победе, о гордости и «радости со слезами на глазах»)
Муз. рук. Какая она по характеру? (бодрая, энергичная)
Муз. рук. На что похожа эта песня? (на военный марш)
Муз. рук. Это победная, торжественно-печальная песня.
А сейчас предлагаю вам небольшую викторину.
Викторина.
- Какая песня возникла из письма, посланного солдатом с фронта своей жене? («В землянке»)
- Какая песня была написана до войны и посвящена русской девушке? («Катюша»)
- Чем отличаются песни «Катюша», «В землянке»? (характером, настроением)
_ Чем похожи песни «В землянке», «Темная ночь» (обе песни лирические)
-Какая песня стала главной песней ВОВ, гимном советского народа в борьбе против фашистских захватчиков. («Священная война»)
-Какой праздник отмечают «со слезами на глазах»? (День Победы)
Музыкальный руководитель: Наше мероприятие подошло к концу. Звучит песня «День победы», дети торжественно обходят зал, возвращаются в группу.