Карпова Елена
Конспект музыкально-экологического занятия для детей подготовительной группы «Лебединая верность»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила воспитатель Карпова Елена Викторовна.
Цели, дидактические задачи:
1. ПРИОБЩИТЬ ДЕТЕЙ К МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ : ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С МУЗЫКОЙ ШАРЛЯ КАМИЛЯ СЕН – САНСА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ - «ЛЕБЕДЬ».
2. ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ТЕМБРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (ВИОЛОНЧЕЛЬ, ФОРТЕПИАНО, СОЗДАЮЩИХ ОБРАЗ, РАЗЛИЧАТЬ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Публикация «Конспект музыкально-экологического занятия для детей подготовительной группы „Лебединая верность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
3. ПОЗНАКОМИТЬ С ЛЕГЕНДОЙ О ЛЕБЕДЯХ В ПЕСНЕ Е. МАРТЫНОВА «ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ».
4. РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ НА ВЫРАЖЕННЫЕ В МУЗЫКЕ ЧУВСТВА И НАСТРОЕНИЯ; ВОСПИТЫВАТЬ СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ, ЧУВСТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ К ПРИРОДЕ, ЕЁ ОБИТАТЕЛЯМ.
5. ФОРМИРОВАТЬ АКТИВНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ.
6. РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВООБРАЖЕНИЕ.
Предшествующая работа: Просмотр презентации «Лебеди». Проведение цикла занятий по знакомству с природой родного края, рассматривание иллюстраций, альбомов, карты Хабаровского края. Разучивание стихов о лебедях.
Материал к занятию : Музыкальные песни (Шарль Камиль Сен-Санс "Лебедь" из сюиты" Карнавал животных", песня Е. Мартынова "Лебединая верность"). Портрет Сен — Санса, рисунки с изображением виолончели и фортепиано, рисунок лебедя; трафареты лебедей, пол листа белой, серой и чёрной бумаги, лист ватмана голубого цвета - озеро, простой карандаш, клей, ножницы, клеёнки, салфетки для рук на каждого ребёнка.
Активизация словаря: Фортепиано, виолончель, заповедник, Красная книга, изящный, грациозный, белоснежный, верность.
Ход занятия : Под музыку дети входят в зал. Здороваются с гостями.
Воспитатель. Ребята, мы с вами сейчас отправимся в очень интересное и увлекательное путешествие. Хотите? (Да, хотим).
- А поможет нам в этом волшебная музыка известного французского композитора, пианиста и дирижёра Шарля Камиля Сен-Санса. (Показ портрета Сен-Санса).
Воспитатель. Сейчас мы встанем в круг, закроем глаза и постоим немного, послушаем красивую музыку : пьеса называется «Лебедь». - Тихо скользит по водной глади лебедь, неторопливо журчит и переливается вода. Музыка нежная, плавная, спокойная, ласковая, кажется, что лебедь плывет. Представьте волны, блики, переливы и всплески воды, слабый шелест ветра, солнце – это замечательно передаётся звучанием музыкальных инструментов : фортепиано и виолончели. Покажите, ребята: где эти музыкальные инструменты? (Показ детьми иллюстраций музыкальных инструментов).
- Эту музыку можно часто услышать по радио и телевидению. Скажите, ребята, лебеди – это животные или птицы? (Ответы детей) - Объясните, почему вы так считаете? (Лебедь - это водоплавающая птица, ее тело покрыто перьями. Их перышки окрашены в белый, серый или черный цвет, длинная изящная шея, красивая головка, у него есть крылья).
- Верно. Внешне лебеди довольно узнаваемы, и их трудно перепутать с какими-либо другими птицами. (Рисунок лебедя)
Воспитатель. А сейчас давайте постараемся представить себе, куда, в какое место она нас перенесла. Но сначала меня послушайте. – Чудесное место, где водятся редкие прекрасные птицы и звери, травы и цветы, занесённые в Красную книгу и их там охраняют. (Заповедник)
- Что за чудесные, белые, сказочные птицы прилетают в заповедник? (Лебеди).
- Волшебная музыка помогла нам средствами музыкальной выразительности : тембром инструментов – виолончели, фортепиано; характером музыки : спокойным, нежным, ласковым; силой звука, динамическими оттенками, музыкальным темпом, перенестись в далёкое прошлое время. И это все отразил в своём произведении Сен – Санс, которое называется «Лебедь».
Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» Полина К.
Сквозь летние сумерки парка,
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка
Высокая лебедь плывет.
Головка её шелковиста
И мантия снега белей
И дивных два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины
И вся она как изваянье,
Приподнятой к небу волны.
- Лебединая верность, горделивая осанка, белоснежное оперение и красиво изогнутая шея воспеты поэтами, писателями и художниками всех времён и народов. Много стихов сочинили люди об этих прекрасных птицах, сказок, песен, композиторы посвятили свои красивые произведения.
- Какие произведения вы знаете о них? (Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди»; р. н. с. «Гуси-Лебеди»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Мартынов «Лебединая верность»; рассказ «Найденыш»). - В балете Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» знаменитая балерина Майя Плисецкая создала балетный номер, изобразив с помощью музыки и движений прекрасного лебедя (показ иллюстрации).
Лев Озеров Арина О.
Балерин плывет лебяжья стая,
Шумно распахнулись веера
Свет и ветер, музыка блистает
Музыка нова, хоть и стара.
Облаком едва заметной дрожи Настя К.
Дымкою слетающей с высот,
В зеркалах неуследимо множась,
Лебедь белая легко плывет.
Воспитатель. Лебеди издавна были одними из самых любимых народом птиц, символом красоты и верности. Какие хорошие слова характеризуют этих прекрасных птиц: гордые, величественные, ослепительно прекрасные, белоснежные, красиво скользящие по воде, грациозные.
- Какие это прекрасные и величественные птицы! Это птицы отличаются любовью к родным местам, к нашим речкам, верности Родине. Они выбирают своего спутника один раз и на всю жизнь. Лебеди всегда вместе, они неразлучны, куда лебёдушка плывёт, то и лебедь за ней следует. И если что – то может их разлучить, то один без другого жить не сможет. А что может с ними случиться? (Ответы детей). - Послушайте легенду о лебединой верности, которая отражена в песне русского композитора и певца Евгения Мартынова «Лебединая верность».
Слушание песни Евгения Мартынова «Лебединая верность»
Воспитатель. Что произошло, что помешало счастью двух лебедей, кто?
Ответы детей : человек!
Присмотритесь и вы увидите на озере Лебёдушку (показ). Она одна. Скучно ей, плохо одной. Ведь они живут парами. Давайте, станем волшебниками, а стать волшебником может только тот, у которого доброе сердце. Мы не дадим скучать Лебёдушке одной, пусть их станет много.
Дети садятся за столы.
Коллективная работа. Аппликация: «Лебеди».
Во время выполнения работы звучит музыка Сен – Санса «Лебедь». Воспитатель: А какая музыка и какого композитора помогает нам творить чудо? Дети: Сен — Санс «Лебедь».
- Как вы думаете, ребята, хорошо ли стало вместе, веселее? Как мы рады за них!
Пусть летят по небу лебеди Олег Т.
Солнечным днем.
Будет им тепло и радостно,
В небе вдвоем. И земля пусть будет ласковой,
Во все года.
Не стреляйте люди в лебедей никогда!
- Ребята, чему мы, люди можем поучиться у этих птиц?
(Верности друг к другу, дружбе, любви к своему родному краю, семье, всем людям, к своей Родине). - Ребята, как зовут нашу Родину? (Россия).
- А нашу малую Родину? (посёлок Литовко).
- Правильно, Родина наша – Хабаровский край, посёлок Литовко и пусть он расцветёт и хорошеет.
- Сегодня мы послушали два очень красивых музыкальных произведения, в которых изображена красивая, благородная птица – лебедь. Музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Сен-Сансу удалось великолепно выразить её характер – величественный, гордый и благородный, и вместе с тем он сумел передать и её мягкое скольжение по гладкой поверхности воды.
- О прекрасном лебеде пели какие музыкальные инструменты? Дети: Фортепиано и виолончель. - Вам понравилось слушать музыку?
- Скажите, кто сочиняет музыку? (композиторы).
- О каких композиторах мы сегодня говорили? (Евгении Мартынове, Камиле Сен – Сансе). - А что вы себе представляли, слушая её? (Ответы детей). - Ребята у вас получились замечательные образы лебедей, а создать их вам помогла красивая музыка.
Задание детям: дорисовать озеро – нарисовать камыши, траву и др.