Людмила Аксенова
Конспект музей-народные куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Создать условие для мотивации интереса детей к музейной культуре. Познакомить с разными видами кукол. Учить самостоятельно делать куклу – оберег «День и Ночь», развивать мелкую моторику рук, воображение, художественный вкус. Закрепить знание детей о русском народном костюме: его элементах, символики. Обогащать речь детей «старинными слова», обрядными выражениями. Воспитывать бережное и осознанное отношение к культурному наследию народов России.
Публикация «Конспект музей-народные куклы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Словарная работа.
Музей, экскурсовод, сударь, сударыня, оберег, понева, порты, кушак, косоворотка, кокошник.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстрации, кукол в русских народных костюмах, чтение сказок, загадок, игры в уголке ряжения, изготовление бумажных кукол и раскрашивание их.
Ход занятия.
-Ребята посмотрите, к нашим куклам, Марьюшки и Ванечки, пришел необычный конверт. Они же не умеют читать и просят нас помочь им прочитать. Давайте им поможем? (воспитатель открывает конверт)
- Посмотрите, какие-то необычные, странные куклы. Откуда же вы к нам пришли?
А пришли они к нам из прошлого, из Древней Руси. Когда-то наша страна, ребята, называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия.
- Ребята, как вы думаете, что необходимо нашим куклам? (Одежда)
- Давайте посмотрим, что еще есть в конверте? (одежда)
А хотите поиграть в игру, которая называется «Одень, отгадав загадку». Я буду загадывать загадку, о какой – ни будь одежде, а кто отгадает, берет эту одежду и одевает кукол.
Каждый раз поутру надеваю я трубу.
Ну, не догадаться вам?
Она зовется…. (сарафан)
Украшает голову, на горшок похож,
А зовут такой убор…. (кокошник).
Что же за одежда:
С четырьмя отверстиями.
Разложи ее получше –
Букву «Т» тогда получишь. (Рубаха)
Целый день хожу я в обруче. (Пояс)
Сижу верхом, не ведаю на ком
Знакомца встречу – соскочу и привечу (Кепка)
Сшили их из черной кожи
В них теперь ходить мы можем
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги (сапоги)
Днем опоясывает тело
А по ночам лежит без дела (Пояс)
Утром я встал – на две дороги попал (штаны)
Дуйся, не дуйся, через голову суйся
Попляши, день – деньской
И пойдешь на покой (Рубаха)
Молодцы. Правильно отгадали. Вот мы кукол и одели.
- А в какой же костюм мы их одели? (в русский народный костюм)
Молодцы.
- У нас у каждого есть имя, какие русские имена вы знаете? (дети перечисляют: Дуся, Ваня, Матвей, Василина, Варенька, Фрося, Марфа, Лукерья, Вячеслав)
- Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчинам обращались: «сударь». А давайте спросим кукол как их зовут?
- Нужно спросить вежливо:«Как же звать вас сударыня»(«сударь»).
-Ну, вот помогли мы нашим куклам разобраться с конвертом. Спасибо вам всем.
- А сейчас, я вас всех хочу пригласить в музей?
-А что такое музей может кто-то мне скажет?
(это здание, где хранятся коллекции старинных вещей, картин, машин, оружий, часов)
-Был ли кто в музеи?
-И у нас есть музей» Русской Народной куклы». А экскурсоводом сегодня будет Ульяна и Алеша.
- А кто такой экскурсовод? (Это тот человек, который рассказывает об экспонатах. А экспонаты у нас будут, русские народные куклы).
- Как нужно вести себя в музей? (тихо, слушать, громко не кричать). Итак, идем в музей.
(приглашает воспитатель всех гостей)
Вот наш мини – музей русской народной куклы. Тут все куклы одеты в русский народный костюм.
Одежда в старину была простой, удобной и красивой. Она могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда она родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается. По одежде судили о трудолюбии и искусности девушки, о том, какая она будет хозяйка. Посмотрите сколько кукол есть в нашем музеи.
-Сейчас Ульяна расскажет о женском русском народном костюме.
- Основной частью русского женского костюма были рубаха, нарядный сарафан красного, синего, зеленого цвета, кокошники, платки.
По синему сарафану расположены тонкие серебристые веточки. Красный сарафан украшен растительным орнаментам с добавлением геометрических фигур.
А этот костюм состоит из рубахи, и поневы (юбки) и передника (фартук). Женская рубаха была длиннее мужской, до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом. Пояс считался обязательной частью одежды. Поверх рубахи носили поневы – самые древние юбки разных расцветок.
Воспитатель. Давайте вспомним, что олицетворял
красный цвет - тепло, радость, настроение.
Синий – символ неба.
Коричневый – землю – кормилицу.
Желтый – солнце, богатство.
-Посмотрите на прически этих кукол, что можно сказать, о их прическах? (если до замужества- девушки ходили с распущенными волосами, а когда выходили замуж- волос заплетали в косы и одевали платок)
-А еще хочу сказать, что вышивка на одежде не только ее украшала, но и оберегала от злых сил. Узоры на рукавах защищали руки, их силу и ловкость, а узоры на сарафане – легкие и сердце.
-А сейчас Алеша расскажет о мужском народном костюме:
Основными частями мужской одежды являются косовороты (рубахи) и порты (штаны, кушак или пояс – очень важный атрибут женской и мужской одежды, сапоги и головной убор.
Любимым цветом на Руси был красный. Шились рубахи красного цвета. Этот цвет считался праздничным и выходным.
Воспитатель: давайте повторим, как называли раньше штаны -порты, пояс – кушак, рубаху – косоворотка.
Чем отличается рубаха от косоворотки.
(дети подходят к оберегам)
Воспитатель: Кукла не сразу стала игрушкой, долгое время она оберегала людей, спасала от болезней, приносила удачу. Ее берегли, передавали из поколения в поколение.
Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя обрядовая кукла или кукла обережка.
Существуют куклы 3-х видов: обереговая, обрядовая и игровая.
Обереговая кукла оберегала людей от болезни, от несчастья. Люди верили, что он приносит удачу.
Обрядовая кукла – для каждого события для свадьбы, рождение ребенка.
А игровая кукла – для детей.
Рассказ воспитателя о куклах оберегах:
«Кувадка»
Кувадка была первой куклой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного.
«Свадебные куклы»
Эти куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой конской упряжи подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Эти куклы были очень символичны — женское мужское начало соединялись в неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Кукол можно свободно двигать по «руке».
Рассматривание обереговой куклы «День и ночь».
(рассказ воспитателя об обереговой куклы «День и ночь».)
Кукла «День и ночь»
Кукла «День-ночь» (есть разные куклы с таким названием) играла роль оберега, который клали в люльку новорожденного. Оберег — это даже не одна, а две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани.
-Как вы думаете, почему куклы разного цвета?
Воспитатель предлагает детям изготовить самим обереговую куклу «День и ночь».