Получи документы

Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками (13 фото)

Вероника Корохова
Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка. Современный ребенок меняется качественно на психологическом, психофизиологическом, личностном уровне.

Результаты психологической диагностики познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников подтвердили наличие особенностей современных детей:

• снижение когнитивного развития (дети хуже усваивают знания, с трудом понимают и перерабатывают словесные инструкции, страдает способность к логическому мышлению);

Публикация «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» размещена в разделах

• снизился общий уровень энергичности детей, изменились их нравственные и ценностные нормы (недостаточность внутреннего плана действий, воображения, любознательности; дети часто вялые, утомленные, реже отвечают готовностью проявлять активность, чаще выступают в роли потребителей готовых доступных развлечений);

• страдает развитие мелкой моторики детей, что отражается на их графических и бытовых навыках, а также в целом на зрелости мозгового субстрата, отвечающего за произвольную регуляцию деятельности;

• недостаток социальной компетентности (дети зависимы от взрослого, ждут его распоряжений и указаний);

• больше становится «проблемных» детей, что обусловлено физиологией (проблемный онтогенез) и психологией (тревожность, агрессия, замкнутость);

• снижение игровых навыков.

Теперь обратимся к требования ФГОС ДО, одно из них звучит так:

• создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др., сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Зная о том, что игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. А одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим, что, в свою очередь, возможно, только при наличии детских микросообществ. Пришла к выводу, что оптимальным методом для соблюдения этих условий, в коррекционо-развивающей работе с дошкольниками, будет настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать, проявлять инициативу и строить свою реальность, предоставляет возможность активного общения, взаимодействия, а роли в такой игре задаются волей игрока.

В своей работе использую игровое пособие «Разноцветные квадраты». В зависимости от поставленной задачи (развитие познавательных процессов, коррекция эмоционально-личностной сферы) каждый цветовой сектор имеет определенные задания (например, синий – тренируем «внимание», желтый –«развиваем речь»). Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя при этом метод проектной деятельности. В процессе изготовления настольной игры реализуем творческие проекты, а когда разрабатываем ее правила – нормативные проекты. Тревожным и замкнутым детям это поможет быстрее и легче вступить в игровой процесс, ведь если ребенком выполнена даже крохотная часть поля, он ощущает свое присутствие в игре еще до того, как начался игровой процесс. Для агрессивных детей их вклад в общее игровое поле будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций. Для детей с низким уровнем развития – это дополнительная мотивация для развития когнитивных процессов.

Метод настольной игры эффективно срабатывает и при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Процесс игры является сильнейшим мотиватором для активизации когнитивных процессов ребенка.

Цели настольной игры :

• развитие и коррекция эмоционально-личностного развития и коммуникативных навыков:

саморегуляция

самооценка

тревожность

страх

агрессия

• развитие и коррекция психических процессов и познавательной активности:

внимание

память

мышление

восприятие

речь

воображение

Преимущества нашей настольной игры :

• манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих;

• возможность фантазировать и строить свою реальность;

• роли задаются волей игрока;

• возможность активного живого общения, взаимодействия, в рамках которого возможна передача игрового опыта;

• каждый участник игры создает свою фишку сам, что способствует персонофикации игрока и обеспечивает высокую степень погружения в игровой процесс.

Структура создания настольной игры

1. Через творческий проект по методике А. Н. и Н. Е. Веракса определяем тему и название.

2. Распределяем обязанности по созданию игры.

3. Создание игрового поля (окрашивание основного поля, рисование и вырезание главных героев, ходов).

4. С помощью нормативного проекта по методике А. Н. и Н. Е. Веракса разрабатываем правила игры.

5. Каждый участник делает или рисует свою фишку, используя пластилин или бумагу.

6. Сама игра.

Специфика настольных игр для дошкольников

3-4 года

игровое поле, обладающее объемными характеристиками;

фишки заменяем обычными сюжетными игрушками;

стороны игрового кубика обозначаем разными цветами (игровая дорожка состоит из элементов разных цветов, соответствующих цветам сторон кубика);

мотивация игры кого-то спасти или оказать помощь;

тема и сюжет игры – окружающий быт, жизненное пространство, сказки и мультфильмы;

настольная игра включает разнообразные виды деятельности;

не обозначается соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников

4-5 лет

игровое поле, обладает объемными и плоскостными характеристиками;

фишки заменяем мелкими геометрическими фигурами, игрушками;

игровой кубик стандартный;

дети с большим трудом принимают факт влияния ситуации, везения в игре;

тема и сюжет игры - «путешествие» по космосу, земному шару, в глубинах океана и во времени;

обозначен соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников

5-7 лет

игровое поле, обладает плоскостными характеристиками;

фишки изготавливаются игроками из различного материала (бумага, пластилин);

игровой кубик стандартный;

тематика игры направлена на формирование коммуникативных навыков, моделей поведения, коррекцию познавательных процессов;

обозначен соревновательный момент (учим просить друг друга о помощи, благодарить, делать сюрпризы).

Таким образом, можно сделать вывод, настольная игра является универсальным методом для реализации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, с помощью игрового поля состоящего из разноцветных квадратов мы можем охватить все виды детской деятельности, а через них развивать ребенка во всех образовательных областях.

Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка Современный ребенок меняется качественно на психологическом психофизиологическом личностном уровне сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития Пришла к выводу что оптимальным методом для соблюдения этих условий в коррекционо развивающей работе с дошкольниками будет Настольные игры своими руками настольная игра В своей работе использую игровое пособие Разноцветные квадраты Чтобы сделать настольную игру интереснее а игровой материал ценнее вместе с ребятами создаем свои игры используя при этом метод проектной деятельности В процессе изготовления настольной Игры для детей игры реализуем творческие проекты а когда разрабатываем ее правила нормативные проекты Для агрессивных детей их вклад в общее игровое поле будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций Для детей с низким уровнем развития это дополнительная мотивация для развития когнитивных процессов Метод настольной игры эффективно срабатывает и при работе с детьми имеющими особые образовательные потребности

Прикреплённые файлы:

nastolnaja-igra_njcg7.pptx | 12551,54 Кб
 
Публикации по теме:

«Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними» «Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними»Основная цель: повышение творческой активности детей Задачи:.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.» М. Монтинь Организация коррекционно – развивающей работы с воспитанниками.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми 3 г. о. и 1 г. о. с нарушениями интеллекта Индивидуальный план коррекционной.

Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними Основная цель: повышение творческой активности детей Задачи: акцентировать внимание ребенка на его ощущениях и чувствах; создать оптимальные.

Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталостиМониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости Выступление на тему "Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости" 8 декабря в г. Красноярске.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

Перспективное планирование логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста 1 период (октябрь, ноябрь) Темы занятий: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Раздел.

Перспективное планирование логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. II период 2 период (декабрь, январь, февраль) Темы занятий: «Зима», «Птицы», «Дикие животные», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания»,.

Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы по развитию речевой активности у детей с рождения до 3 месяцев Развитие зрительного восприятия. «Подвешенная игрушка». На перекладине над манежем висят шары разного цвета. Привлечение внимания малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
Опубликовано: 17 мая 2017 в 11:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД