ОЛЬГА КИСЛИЦЫНА
Развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста
Свое выступление я бы хотела начать со слов А. А. Плешакова
“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
Публикация «Развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Цель моей работы:
Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязи всего живого и не живого в природе.
Способствовать пониманию ценностей и значимости природы.
Воспитывать гуманное отношения к природе (нравственное воспитание)
Задачи:
формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
Воспитание экологической культуры проводятся через разные виды деятельности это: Чтение, наблюдения, музыкальная, театральная деятельность, эксперименты, изобразительная деятельность и т. д.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Формы и методы экологического образования
младших дошкольников
• Экологические занятия
• Экологические игры, беседы, наблюдения
• Ведение календарей природы
• Уход за комнатными растениями в группе
• Посадка и уход за растениями на огороде, на участке
• Экологические акции
• Экологические праздники
• Лаборатория юного эколога
• Выставки рисунков, поделок из природного материала
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают.
На экскурсиях по территории детского сада я знакомлю детей с растениями на участках и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений у детей о взаимосвязях в природе. У детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Мы собираем разнообразный природный материал для работ в группе, в уголке природы. Красота природы у детей вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
12 слайд Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков» Времена года», «Мир глазами детей»,» Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Зимой мы проводили экологическую акцию «Забота о наших пернатых друзьях»
Мы приготовили разнообразные виды корма для птиц. Активное участие в акции приняли наши родители помогли изготовить кормушки.
У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. схемы рассказа. Знакомлю детей с правилами поведения в природе посредством запрещающих знаков.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем формы :родительские собрания, консультации, беседы, экологические акции, информационные стенды. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Я ожидаю получить следующие результаты:
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры
Особенности природы своего края
Значение природы для человека
Некоторые охраняемые животные и растения своего края
Правила поведения в природе
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе
Выполнять правила личной гигиены
Различать изученные растения, животных
Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя
Подкармливать птиц в кормушках
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя
И в завершение хочу прочитать такие слова
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!