Ольга Абдикаримова
Конспект мастер-класса на тему «Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Конспект мастер – класса на тему:
«Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Цель: Повышать педагогическую компетентность педагогов дошкольного образования в художественно-творческом развитии детей.
Задачи:
1. Формировать у педагогов представление о значении нетрадиционных видов изодеятельности в ДОУ; о благоприятном влиянии их на интеллектуальное и творческое развитие ребенка.
2. Создавать условия для овладения нетрадиционной техникой изобразительного искусства - коллаж.
Публикация «Конспект мастер-класса на тему „Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
3. Способствовать созданию благоприятного микроклимата для развития творческой активности педагогов.
Материалы:
* Бумага белая и цветная; фактурная бумага, фольга, журналы, картинки для коллажирования, фон для коллажа формата А3.
* Фигурные дыроколы; клей – карандаш, фломастеры, маркеры, восковые мелки;
* Влажные салфетки;
* Рекомендации для педагогов; презентация «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
2 мольберта.
Теоретический этап.
Слайд 1. Здравствуйте коллеги! Я – педагог дополнительного образования детского сада №41. Работаю с детьми 4-7 лет, стараюсь раскрыть их творческий потенциал в изобразительной деятельности.
Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста уже много лет, я открыла для себя и теперь постоянно использую нетрадиционную форму организации работы с детьми – коллаж.
Слайд 2. Что же такое коллаж? Коллаж: от французского collage, что означает «наклеивание». Коллаж-это произведение, целиком выполненное этим способом. Эта техника используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, отличающихся по цвету и фактуре, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Слайд 3. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности.
Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Не секрет, что дети очень любят свои «произведения творчества». Они с удовольствием рассматривают их, дорисовывают, дополняют какими-то деталями. Вот эту особенность дорисовывать, дополнять - можно использовать для создания картин-коллажей. На одном листе бумаги мы с ребятами работаем в течение нескольких занятий (в конце каждого занятия надо обязательно сообщить, что будем делать в следующий раз)
Замечательно данный вид изобразительной техники подходит для работы с родителями. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной творческом проекте, дети совместно с родителями общаются как творческие партнеры, решая какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Совместный творческий опыт оставляет в детской душе неизгладимый свет радости.
Важно, что материал, используемый для создания коллажа, доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, вырезки из журналов, кусочки ткани и т. д. Педагог должен как можно лучше знать особенности изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а так же знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.
В качестве материала для коллажа мы часто используем незавершённые рисунки детей. Из отдельных образов создаем коллективную работу. Использование разных техник изготовления коллажей позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, фантазию, дает полную свободу для самовыражения.
На занятиях по коллажированию дети развивают не только творческую, но и речевую активность. Они сочиняют истории про героев своих работ, рассказывают, из каких материалов и почему они будут делать тот или иной элемент. А самое главное – каждая работа дарит только радость, коллаж не дает возможности огорчиться – здесь не может быть неудач.
Принципы работы в данной технике:
Слайд 4. Принцип наглядности. Наглядность обеспечивает понимание, запоминание, создание у ребенка зрительных образов и предпосылки для творческой идеи.
Слайд 5. - Поэтапность. Работа над коллажем ведется поэтапно, с постоянной сменой изобразительных техник и материалов, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжение занятий.
Слайд 6. - Принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Практический эт
b][/b]ап
Сегодня вместе с вами мы создадим тематический коллаж – аппликацию. Здесь главное – определить тему будущего произведения. Тема нашего мастер – класса – творчество. Когда есть тема, можно браться за работу.
Я попробую создать образ творческого родителя. Для этого возьму лист цветного картона, на котором будем размещать все необходимые объекты. У меня есть фотографии и рисунки родителей выполненные детьми. Выберу любую из них. Основные черты характера творческого родителя передам в прическе – это будут закрученные полоски для квилинга. Вырезанный из журнала пейзаж с цветами поможет раскрыть творческий образ. Если это мама, то самое первое что должно появиться в этом образе – дети. Теперь дополним образ творческой мамы мыслями…
Образ творческого родителя я создала. Теперь задание для вас, коллеги.
Предлагаю вам создать портретный коллаж на тему «Творческий ребенок», «Творческий педагог». Педагоги делятся на подгруппы 3 человека в каждой. На столах лежат инструментов и материалов для коллажирования: 2-3 портрета (фотография, рисованный портрет, мульти – арт портрет); бумага белая и цветная; фактурная бумага, фольга, журналы, картинки для коллажирования; фигурные дыроколы; фломастеры, восковые мелки. (По мере завершения коллажей создаётся единая композиция.)
Сейчас мы создали модель единого творческого пространства, на которой видно, что только в едином сотворчестве педагога и родителя рождается творческая личность ребенка.
В завершении я хочу попросить вас выразить свои впечатления от нашей встречи с помощью смайликов. Если вам было интересно и вы открыли для себя что то новое – красный смайлик, если встреча не вызвала положительных эмоций – смайлик другого цвета. (Смайлики прикрепляются на лист с надписью «Творчество», который прикрепляется в центр коллективной композиции). Спасибо коллеги за минуты настоящего творчества. Желаю вам интересных творческих находок. (Педагогам раздаются памятки – рекомендации по работе с дошкольниками в технике коллаж).