Стадничук Людмила
Конспект мастер-класса «Использование сказки в детском экспериментировании»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области «Детский сад «Солнышко»
р. п. Шербакуль
Конспект мастер – класса «Использование сказки в детском экспериментировании».
«Путешествие утенка или прекрасный мир за забором птичьего двора».
Воспитатель: Стадничук Л. В.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица).
Публикация «Конспект мастер-класса „Использование сказки в детском экспериментировании“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
- дать участникам мастер – класса практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
- показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость: данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Материал: заранее подготовленная презентация с картинками, мисочки с водой, пластилин, вырезанные из бумаги кувшинки, карандаш, прозрачные стаканы, минеральная вода, блюдца, зубочистки, пипетки, вода.
Ход мастер – класса
Воспитатель: дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Дети очень любят экспериментировать и дышат сказочными историями, поэтому я решила объединить эти два вида деятельности в одно, то есть в сказочную историю и опыты с экспериментами. Использование сказки лучше замативирует и больше заинтересует детей в работе с различными материалами.
И сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Сказка называется «Путешествие утенка и мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы – утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой – уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд.
В пруду на волнах качалась лодочка. И в пруду плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Но чтобы добраться до цветов, нужно было использовать лодку. Утенок очень испугался, что лодка может утонуть.
Чтобы нам узнать утонет лодка или нет давайте проведем опыт.
Опыт № 1
Обратите внимание, вы видите перед собой небольшой пруд (мисочки с водой). Давайте поэкспериментируем и узнаем почему лодочка не тонет.
Перед вами пластилин большой и маленький, нам сейчас нужен большой кусочек пластилина.
Берем этот кусочек пластилина и бросаем в воду.
Что с ним стало? (ответы).
А теперь достаем его из воды и нехитрыми движениями придаем ему форму лодки, и снова опускаем на воду.
Что с ней произойдет? (ответы)
Почему она не тонет? (ответы)
Потом утенок сел в лодку и поплыл к цветам.
Когда солнышко начало всходить, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Как они называются? (ответы)
Опыт № 2
Перед вами лежат уже вырезанные цветы из цветной бумаги с длинными лепестками. При помощи карандаша нужно закрутить лепестки во внутрь, к центру. А теперь давайте опустим наши кувшинки на воду (мисочки с водой). Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться.
Почему это происходит? (ответы)
Потом утенок увидел, что какие – то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то исчезали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 3
А сейчас возьмем стаканы и нальем туда свежей газированной воды. Возьмем маленький кусочек пластилина, будем катать шарики, похожие на рис и кидать в стакан с минеральной водой. Шарики в рисинку чуть тяжелее воды и будут опускаться на дно.
А что сними происходит потом? (ответы)
Почему они поднимаются на поверхность? (ответы)
Но тут подул сильный ветер, и начал гонять тучи, несколько веточек обломились и упали с дерева. И вскоре пошел дождь, утенок испугался и спрятался в кустах. Дождь потихоньку утих, и тут он увидел, что надломленные палочки под дождем будто шевелятся.
Опыт № 4
У нас в блюдцах 5 зубочисток. Нужно их не до конца надломить пополам и выложить в блюдце вот такой вот примерно цветочек (показываю на слайде).
Потом с помощью пипетки в центр нашего цветочка наливаем воду. И смотрим, что же происходит? Почему? (ответы)
Вот также распрямлялись наши веточки после дождя и стали похожими на звездочки.
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но уже начало смеркаться и ему пора было возвращаться. Это был удивительный день. Утенок поспешил к маме. Вот так завершилось небольшое путешествие любопытного утенка.
А закончить свой мастер-класс мне хотелось бы словами педагога-новатора Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Спасибо вам за участие в мастер-классе.