Елена Зайцева
Конспект мастер-класса по тестопластике для родителей детей младшей группы «Тесто — это просто»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить использовать возможности соленого теста (тестопластики) в совместном творчестве родителей и детей.
Задачи: познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала; заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; вызвать интерес к данному виду деятельности.
Публикация «Конспект мастер-класса по тестопластике для родителей детей младшей группы „Тесто — это просто“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Материал: карточки с загадками, маленькие мячики; соленое тесто; стек для лепки; кисть; гуашь;
акриловая гуашь; колпачок от фломастеров; бусинка; картон; бумажные рыбки на ниточках; ленточки; мелкие игрушки, завернутые в фольгу катушки.
Участники мастер класса : дети младшего летнего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, семинар-практикум по сенсорному развитию, педагогическая библиотека.
Ход мастер-класса : Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Сегодня мы с вами займёмся лепкой из теста. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра. На Руси в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Их дарили друг другу.
Поверьте, если вы сделаете такой подарок, то его оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.
А теперь, попробуйте отгадать загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (воды)
Разноцветные девицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой. (Краски и кисть)
Соль, вода и мука – это все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок : 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом.
Сначала учимся тесто делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов: откручивание, отщипывание, разрезание прочной нитью, разрезание и надрезание стекой, формование. Затем мы придаё м форму: раскатать в ладонях или на столе, сплющить, вдавить, вытянуть, согнуть.
Далее мы будем соединять детали: прижать, примазать, загладить. Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе: дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание различными инструментами, оформление рельефом (оттиском).
А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой). Взад, вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь). И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик). Колобок я разожму и другой рукой зажму. Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой).
Итак, начнём. Мы будем лепить Золотую рыбку. Катаем колобок, при этом действии - скатывания, можно напевать песенку: «Мы катаем колобок, у него круглый бок…». Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) и сплющиваем ладошкой. Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной стороны. Похоже на хвостик. Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички. Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику. Показываем стекой, где у рыбки голова. Вставляем глазик. Теперь рыбка может «увидеть», кто её сделал. Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску. Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки – золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку, Вот наша золотая рыбка! Переложив рыбку на бумагу (картон, рисуем волны, морские звёзды, ракушки и т. д. Уважаемые родители, у нас в группе вы видите бумажных рыбок, напишите на них свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? А рыбок мы вам дарим в благодарность за участие в мастер-классе.