Ольга Редькина
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Машинная сила земледельца»
Высоцкое отделение
ООО МБОУ «СОШ г. п. Советский»
К О Н С П Е К Т
совместной деятельности по экологическому воспитанию
«Машинная сила земледельца»
2020-2021 учебный год.
Разработала и провела
воспитатель 1 квалификационной категории
Редькина Ольга Ильинична
Цель:
• Систематизировать знания детей о сельских профессиях.
• Совершенствовать умение детей образовывать имена прилагательные и имена существительные на заданную тему.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Машинная сила земледельца“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• Познакомить детей с орудиями труда и техникой земледельцев (мотыга, плуг, серп, соха, трактор, комбайн).
Задачи:
• Закрепить знания детей о том, как появляется хлеб.
• Познакомить детей с трудом тракториста, комбайнёра.
• Воспитывать уважение к нелёгкому труду земледельцев, бережное отношение к хлебу.
Материал и оборудование:
• Хлеб, мука, хлебные колосья,
• Иллюстрации с изображением мотыги, плуга, серпа, трактора, комбайна,
• И. К. Т. (сельскохозяйственная техника).
Предварительная работа.
• Беседа «Откуда хлеб пришёл».
• Игра «Хлеб- всему голова».
Ход ЗАНЯТИЯ.
I.Часть –вводная.
На столе у воспитателя в тарелке лежат хлеб, мука, хлебные колосья.
Воспитатель :
«Что лежит у меня на столе? Кто расскажет, откуда берётся хлеб? Из чего пекут хлеб? Из чего получают муку? Кто выращивает пшеницу, рожь?»
Пшеницу, рожь выращивают хлеборобы. Они пашут землю, сеют семена, следят за тем, как появляются всходы, как колосится и созревают пшеница, рожь и потом убирают урожай. И, главными помощниками людей на поле стали машины. Но как появились эти машины?
Первым сельскохозяйственным орудием человека была палка. Палкой можно прогнать зверя, сбить плод с высокого дерева, можно и землю всковырять, чтобы посеять семена.
Наш предок додумался привязать к палке острый камень, получился топор. От каменного топора недалеко и до каменной мотыги. Сменив палку на мотыгу, первоначальный земледелец, наверно, плясал и пел от радости – работа на поле пошла куда легче.
А дальше, отгадайте следующую загадку:
«Ходит полем из края в край
режет чёрный каравай» (плуг)
Новая великая радость охватила земледельца, когда он приручил быка и лошадь и впряг их в плуг – очень «большую мотыгу». Но плуг оставлял на поле очень большие комья земли. Чтобы измельчить их, придумали борону. Оказалось, заборованная почва меньше испаряет влагу. Так что борона ещё и охранительница влаги.
Пшеницу срезали каменным ножом. Заметили, что изогнутый нож для такой работы удобнее и лучше. Сверху стебли сжимает рука жнеца. Подрезая их снизу, кривой нож кругообразным движением собирает стебли в пучок и срезает их. Пучок к пучку – получается сноп.
«Лежит мужичок
В золотом кафтане,
Подпоясан, да не поясом
Не поднимешь, так не встанет.» (сноп)
Ещё заметили, что лезвие с зазубринами легче режет – рвёт соломину. Так родился серп – изогнутый нож с зубчиками. И про него люди придумали загадку:
«Маленький, горбатенький
Всё поле обрыщет,
Домой прибежит,
Целый год пролежит». (серп)
Соха- тоже большая мотыга. Плуг подрезал и отвалил пласт земли, а соха рыхлила и перемешивала землю. А вот загадка ещё про машину :
«На водопой не хожу, овса не прошу.
Коли хочешь-попашу
Коли хочешь-помолчу». (трактор)
Трактор пашет землю. Он таскает плуги, сеялки, бороны. Когда на тракторе укрепили жнейку, молотилку, веялку и вместилище для зерна (бункер, получился комбайн. Срезанная жнейкой пшеница попадает в молотилку. Там зерно отделяется от соломы. Провеянное на решётках веялки оно ссыпается в бункер. На ходу комбайнёр пересыпает зерно в кузов автомобиля. Да! Чудесные машины – комбайны.
II.Часть - Чтение отрывка из произведения И. Токмаковой «Кем быть?»
Они помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю умелая и неутомимая рука комбайнёра. Нелёгкая работа у комбайнёра-механизатора. Нелёгкая, но радостная. Разве не радость – накормить свой народ, чтобы всем сытнее жилось и хорошо работалось в родной стране.
«Не гром грохочет
Не пальба- гремит, грохочет
Молотьба.
Гора зерна растёт до неба …
Ты видишь, сколько будет хлеба?
Шумят, гудят грузовики
Стучат на мельнице валки.
Гора муки растёт до неба …
Ты видишь, сколько будет хлеба?»
(Я. Дягутите)
Очень плохо, когда выбрасывают кусок хлеба, даже самый маленький. В этом куске хлеба солёный пот тракториста, бессонные ночи комбайнёра. Бросить хлеб, всё равно, что оскорбить всех, кто его растил. Поэтому так берегут люди каждое зёрнышко, каждую крошку хлеба.
III. Заключительная часть :
• Что нового узнали на занятии? (ответы детей).
• Как называются люди, работающие на хлебном поле?. (Дети- трактористы, комбайнёры ….).
• Что можете сказать о их работе?. (Дети- она трудная, но очень нужная).