Татьяна Белякова
Конспект занятия по развитию речи «Любимые потешки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад 28
Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа
«Любимые потешки»
Воспитатель: Белякова Т. А.
г. Благовещенск 2019 г.
Тема занятия : «Волшебный сундучок»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: обогащать и закреплять активный словарь ребенка, развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух, развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, формировать познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях игровой деятельности, воспитывать интерес к малым фольклорным формам (потешкам). Развивать речь, внимание, память, моторику детей. Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам.
Задачи:
Образовательные.
Познакомить с фольклорными произведениями ( устным народным творчеством: потешки, прибаутки); вызвать радость общения с образным языком произведения.
Развивающие.
Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитательные.
Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», проведение хороводных игр с детьми «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший». Повторение А. Барто «Мишка», «Мячик», «Зайка», потешки «Петушок», «По кочкам, по кочкам…» Е. Благинина «С добрым утром», Н. Красильникова «Доброе утро».
Приё мы и методы:
• Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.
• Наглядные: элементы русской избы, утварь и предметы обихода, печь, самовар, сундук, тряпочные игрушки, половик.
• Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Мыши водят хоровод».
Образовательные технологии.
1. Здоровьесберегающая технология
2. Личностно- ориентированная технология
3. Игровая технология
4. Технология развивающего обучения.
Оборудование и материалы для занятия в детском саду :
костюм для воспитателя в народном стиле,
головные уборы в народном стиле для детей (кокошники и кепки,
шапочка кота и маски мышей для детей.
мягкие игрушки петушка и котика,
расписной сундук,
клубок ниток,
печка,
группа оформлена в стиле русской избы.
Ход занятия в детском саду:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Первая часть (вступительная). Присоединение к теме.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им доброго утра и подарим им наши улыбки.
Дети:
Доброе утро всем, кто проснулся!
Доброе утро всем, кто улыбнулся!
Доброе утро светлому солнцу!
Доброе утро небу в оконце!
Доброе утро певчим скворцам,
Малым травинкам и деревцам,
Будем все нежны! Будем все дружны!
Воспитатель: Какие добрые слова мы сказали нашим гостям?
Дети: Доброе утро. Будем все дружны. Будем все нежны.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
А на чём можно ездить?
Дети: на машине, на самолёте, на поезде и т. д.
Воспитатель:
Дети, я приглашаю вас в гости в русскую избу.
А поедем мы с вами на лошадке.
Я поеду первая, а вы за мной.
Поехали!
(проговариваем вместе с детьми)
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок - цок-цок. Приехали (Артикуляционная гимнастика)
Воспитатель:
Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу.
Проходите, рассаживайтесь на лавочки.
Посмотрите как хорошо в избе, уютно, тепло.
Воспитатель:
Что есть в избе?
Дети:
Печка русская, лавочка, сундук…
Воспитатель:
Стол, а на столе стоит самовар, на полу лежит половик. Добра всякого видимо невидимо.
Воспитатель:
Вам нравиться?
Дети:
Да!
2. Основная часть
Воспитатель:
Посмотрите ребята это- сундук расписной, но мне не открыть его одной.
Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?
Дети: да
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, постучали, потянули
И открыли!
Воспитатель:
Какие вы молодцы, дружно открыли замок.
Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю клубок ниток)
Ребята отгадайте загадку.
Что за зверь со мной играет?
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки.
Дети: котик.
Воспитатель:
Да, это котик, вот он лежит на лавочке. И его любимая игрушка клубочек ниток.
Какая шубка у кота?
Дети: мягкая, пушистая…
Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.
Вот послушайте.
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекуться
Коту в лапки не даются
-Ребята, вам понравилась эта потешка?
Дети:
Да!
И котику очень понравилась про него потешка, он вам спасибо промурлыкал.
Дети:
Мур - мур- мур.
Воспитатель:
А сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Мыши водят хоровод»
Ребята, мы с вами мыши, а Миша-кот. После того, как проснётся кот, мыши убегают к себе в норочки (на лавочки)
Давайте встанем в хоровод.
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
Разобьёт весь хоровод.
Воспитатель:
Молодцы никого котик не поймал.
- В сундучок я загляну,
Что же там я погляжу.
Да ребятам покажу.
(достаю игрушку петушка)
Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём части тела петушка?
Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.
Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешку.
Петя, Петя –петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Что ты громко поёшь?
Детям спать не даёшь. (2-3 человека)
Петушку очень понравилась ваша потешка и он прокричал ку-ка-ре-ку.
Петушок: Ребята, я так проголодался, у вас на столе я вижу зёрнышки. Я сейчас их все склюю.
Воспитатель: Подожди, подожди Петя, мы недавно с ребятами читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» так там петушок подавился и чуть не
умер. Ребята, а каким зёрнышком подавился?
Дети: бобовыми…
Воспитатель: А почему он подавился бобовым зёрнышком?
Дети: оно очень крупное.
Воспитатель: Ребята давайте поможем нашему петушку?
Дети: да
Воспитатель: в большой чашке лежит фасоль и горох, нам надо разложить по тарелочка горох отдельно, фасоль отдельно.
Воспитатель: что мы будем складывать в эту тарелочку?
Дети: горох
Воспитатель: горох какой?
Дети: маленький, круглый
Воспитатель: а в эту тарелочку что положим?
Дети: фасоль
Воспитатель: фасоль какая?
Дети: большая (спросить 2-3 человек)
Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?
Петушок: спасибо ребята, я буду клевать гороховые зёрна.
Воспитатель:
Давайте в сундучок я загляну.
Что же там я погляжу (читаю сама)
Качи- качи, качи.
глянь баранки калачи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи.
Подхватили калачи
Нам остались
БА-РА-НОЧ-КИ.
Угощаю детей баранками.
Подведение итогов:
Где вы были в гостях (В русской избе)
Вам понравилась русская изба (Да)
Где прячутся секреты (В сундуке)
Про каких животных мы рассказывали потешки? (про петушка, котика)
Ребята вам понравился петушок (Да)
Что мы сегодня с петушком делали (перебирали гороховые и бобовые зернышки)
Воспитатель: петушок мне сказал, что хочет с вами остаться, что вы сегодня его выручили, что так поступают только настоящие друзья.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А на чем мы будем возвращаться?
Дети: На лошадке.
Все вместе читаем потешку :
Еду, еду на лошадке.
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.
А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и еще раз подарим им нашу улыбку…
Консультация для родителей по развитию речи
«Пальчиковые игры»
«Ум ребёнка находится на кончике его пальцев».
(В. А. Сухомлинский)
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику рук.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев».
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками, мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.
В заключении хотелось бы отметить, что пальчиковые игры, по мнению ученых, — это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.