Ольга Климентьева
Конспект логоритмического занятия «Космическое путешествие» в старшей и подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмическое занятие
(старшая и подготовительная группа)
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы детей в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Закрепление лексической темы «Космос».
2. Продолжать развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
3. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
4. Продолжать развивать слуховое внимание и память.
5. Вырабатывать чёткость координированных движений во взаимосвязи с речью.
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Космическое путешествие“ в старшей и подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
6. Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
7. Укреплять костно - мышечный аппарат и развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
8. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Продолжать развивать коммуникативные способности.
10. Установление эмоционально-личностного контакта между детьми.
11. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: Мелодии и Слайды к упражнениям и играм. Парашют, большая подзорная труба («Телескоп», ракета, сделанная из мягких модулей; созвездия, сделанные из бумаги; игрушки: кот, птичка, собака, петух, обезьяна, попугай, черепашка с разноцветным панцирем. Ободки рыбок по количеству детей и ободок «Кита». Цветы для музыкально-ритмической композиции «Волшебный цветок» Ю. Чичкова.
Ход и руководство
(Дети входят в музыкальный зал под музыку Ансамбля Электромузыкальных инструментов Мещерина «Воздушная кукуруза», выполняют упражнения с парашютом и садятся на стульчики, поставленные в два ряда).
Учитель-логопед : (Смотрит в подзорную трубу в небо).
Астроном наморщил лоб,
Астроном – учёный.
Он на звёзды в телескоп
Смотрит ночью тёмной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
(В. Степанов)
Ребята, а кто такой астроном? (Ответы детей). Да, действительном астроном – это такой учёный, который изучает небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы. Есть любители астрономы, которые любят заниматься наукой астрономией, а есть профессиональные астрономы. Профессиональные астрономы – это люди, которые занимаются астрономией профессионально. У них есть соответствующие знания. Они работают обсерваториях, исследовательских центрах или университетах и открывают неизвестные нам звёзды, созвездия и даже планеты. Вот кто такие астрономы.
Ребята, а какой праздник мы с вами недавно отмечали? (Ответы детей). Правильно, «День космонавтики». Давайте сегодня с вами на занятии, как космонавты совершим космический полёт к неизвестной людям планете и попробуем её открыть. (Ответы детей).
Вы знаете, что первыми космонавтами были не люди, а животные. В нашей стране в космос летали собаки Белка и Стрелка. Чтобы нам не было скучно в полёт мы тоже возьмём животных. А каких вы узнаете, отгадав мои загадки.
(Учитель-логопед загадывает загадки и после отгадывания их детьми рассаживает соответствующие игрушки около ракеты.
Пальчиковая гимнастика
Поднял хвост трубой, идёт
К нам сюда пушистый…. (кот) Дети показывают из пальцев мордочку кота – средний и безымянный пальцы придерживают большим, а указательный и мизинец сгибают и слегка приподнимают («кошачьи ушки») и произносят «мур-р…».
Пролетят через границы
Стран любых певуньи … (птицы). Дети скрещивают руки перед грудью, ладони повернув к себе и широко раздвинув пальцы, зацепляют друг за друга большие пальцы («голова птицы»). Поднимают и опускают руки, шевеля остальными пальцами, как крыльями, и произносят «фр-р-р».
Ну-ка, прекращайте драку,
К нам сюда бежит …. (собака). Дети разворачивают ладонь боком, выпрямив и прижав друг к другу все пальцы, поднимают большой палец («ухо собаки», опускают его и прижимают к безымянному пальцу мизинец, произнося «гав.».
Учитель-логопед :
Посмотрите, во весь дух
К нам сюда бежит … (петух).
Какой петух нарядный – пёрышки на хвосте разноцветные, на голове красный гребень. Как такого красавца не взять с собой в полёт! Давайте с вами поиграем в игру «Где петушок носит гребешок?»
Стихотворение с движениями
«Где петушок носит гребешок?»
- Ну и Петя-петушок! - Дети прижимают ладони к щекам и качают головой.
Удивились хрюшки. Ставят руки на пояс и поднимают плечи.
- Почему ты гребешок
Носишь на макушке? Вытягивают руки вперёд. Прикасаются ладонями к голове.
Говорит петух в ответ: Встают прямо, приподняв голову и отведя назад прямые руки.
- У меня карманов Прижимают ладони к бокам.
Нет! Поднимают вверх указательный палец правой руки.
Учитель-логопед : Но кто это так шумит?
Уши – врозь,
Над бровью – шишка.
- Как зовут тебя? … (Мартышка)
Мартышку пришли провожать другие обезьяны и сразу начали баловаться. Давайте покажем как.
Упражнение на координацию речи и движения «Мы весёлые мартышки».
Учитель-логопед : На шум прилетела какая-то птица. (Показывает попугая).
Я не девочка, не мальчик,
Я – весёлый попугайчик.
Не во сне, а наяву
На земле сто лет живу!
(С. Козлов)
Ребята, попугай знает много скороговорок и любит их рассказывать. А мы с вами тоже знаем много скороговорок, давайте расскажем нашему попугаю.
Скороговорки
1.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя попугай попугаю».
Отвечал попугай, попугаю:
«Попугай, попугай, попугай!» 2.
Вы, слыхали про покупки?
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Учитель-логопед : Наш экипаж к полёту готов. Проверим, все ли системы космического корабля работают.
Фонопедические упражнения «Ракета»
Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш…»
Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
Проверяем радио, рации. Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.
Включаем двигатель. Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полёт!
Упражнение на координацию речи и движения «Полёт»
(слова для выполнения упражнения произносит муз. руководитель)
Пять, четыре, три, два, один! Дети поднимают руки рывками через стороны.
Вот мы в космос летим! Соединяют поднятые руки в «замок».
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звёздочкам лучистым. Бегают по кругу друг за другом, подняв сцепленные руки над головой.
Вокруг звёзд мы облетели,
Выйти в космос захотели.
В невесомости плывём
Рядом с нашим кораблём. Кружатся, обегая созвездие, которое находится в кругу.
Врассыпную ходят по залу, делая плавные движения руками.
Снова дальше летим, Бегают по кругу друг за другом.
В иллюминаторы глядим. Дети смотрят в сделанные из пальцев рук иллюминаторы и удивляются.
Учитель-логопед : Ребята, давайте с вами посмотрим и покажем, чем же занимаются наши друзья. (Ответы детей).
1. «Кот лакает молоко» (на развитие подвижности кончика языка).
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движение вперёд-назад, стараясь, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть остаются неподвижными.
2. «Чижик песенки поёт» (на активизацию мышцы мягкого нёба).
Проговаривать шёпотом гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у].
3. «Собака смотрит в иллюминатор» (на стимуляцию движения нижней челюстью).
Делать круговые движения челюстью, как бы рисуя подбородком букву [о].
4. «Петушок кричит» (по Б. Толкачёву) (на активизацию выдоха).
И. п. : стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Поднять руки в стороны и хлопать ими по бёдрам, произнося шёпотом «ку-ка-ре-ку» на каждый хлопок один слог.
5. «Мартышка увидела метеорит и удивилась» (на укрепление мышц плечевого пояса).
И. п. : стоя, ноги вместе, руки опущены и развёрнуты ладонями в круг.
Поднимать и опускать плечи. При поднимании делать вдох через нос, при опускании – выдох через рот.
6. «Попугай болтает» (на выработку умения удерживать расслабленный язык широко распластанным).
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пришлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя» на одном выдохе.
Учитель-логопед : Ребята, давайте полюбуемся космосом. Что вы видите? (Ответы детей). Посмотрите, какие красивые звёзды! Оказывается вблизи звёзды удивительно яркие и созвездия выглядят совсем другими. Мы на Земле их видим совсем иными.
Музыкальная игра «Звёздочки»
Учитель-логопед : (смотрит в иллюминатор). Мы приближаемся к удивительной разноцветной планете. Готовьтесь к посадке.
(Звучит фонограмма шума космического корабля)
Ребята, мы с вами попали на Планету Цветов. На ней живут не люди, а волшебные цветы. Пойдём к цветочным жителям планеты поближе и познакомимся с ними.
Музыкально-ритмическая композиция
«Волшебный цветок» Ю. Чичкова
(Дети рассаживаются на стулья)
Учитель-логопед :
Мир волшебный, мир цветов,
Тайный шёпот лепестков.
Нет названья тем цветам.
Сказка оживает там.
(И. Шевчук)
Цветы очень обрадовались, увидев гостей с планеты Земля.
Упражнение на развитие мимических мышц «Цветы»
(Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает воспитатель)
Сначала цветы испугались,
Очень заволновались,
Потом они удивились,
И с нами цветы подружились,
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.
Ребята, на этой планете цветы растут под голубым солнцем. Давайте расскажем цветам, что нашу планету освещает золотое солнышко.
Песня о солнце (по выбору муз. руководителя)
Учитель-логопед : Ребята на планете цветов есть замечательная река. Ведь даже на другой планете цветам, чтобы расти, нужна вода. Давайте сядем на песок, который находится около речки, и научим наших друзей строить из песка домики.
Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
К берегу бежит волна. Дети делают волнообразное движение одной рукой.
Вслед за ней ещё одна. То же другой рукой.
Эта – выше, Поднимают руки вверх.
Эта – ниже, Опускают руки на уровне груди.
Эта – вовсе не видна. Касаются ладонями пола.
А на берегу морском
Будем мы играть с песком. «Пересыпают» невидимый песок из одной руки в другую.
Будет башня из песка, Поочерёдно ставят один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
Как до неба, высока. Поднимают руки высоко над головой.
Учитель-логопед : А какие удивительные рыбки плавают в речке! Давайте покажем, как они умеют плавать.
Двигательные упражнения «Рыбки»
(Дети в соответствии с мелодией выполняют движения)
Учитель-логопед : Ребята, давайте споём песню о рыбке и поиграем с ней.
Песня с движениями «Рыбка» М. Красева
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть. Дети покачивают сложенными ладошками вместе из стороны в сторону.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Медленно наклоняют вперёд сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательные движения обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. Покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево.
Учитель-логопед : Ребята, цветы тоже хотят вместе с нами играть с рыбками.
Коммуникативная игра «Рыбки»
(Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку, и под слова играют в «ладоши», то хлопая в ладоши, то ударяя в ладони товарища.)
Рыбки плавают, резвятся,
Рыбки любят поиграть.
Рыбки быстро уплывают,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка, плыви!
Скорее лови! Дети прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.
(На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку, старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторении игры «ловит рыбку» 2-й играющий.)
Учитель-логопед : Мы так громко смеялись, что разбудили врага рыбок – большого Синего Кита. Рыбки сразу же попрятались.
Игра «Кит и рыбки»
(В стороне сидит ребёнок - «кит». Дети - «рыбки» врассыпную бегают на носках по залу под песню).
Хорошо нам плыть на воле
И качаться на волнах.
В голубом морском просторе
Только кит наводит страх.
(С окончанием песни дети приседают и не шевелятся («рыбки нырнули на глубину»). «Выплывает» кит, ходит между рыбками и ловит тех, кто пошевелился).
(После игры дети рассаживаются на стулья)
Учитель-логопед : Но маленькая отважная черепашка совсем не боялась огромного кита.
Самомассаж тела «Черепаха»
(Дети выполняют лёгкое пощипывание пальцами рук, груди, ног под стихотворение)
Шла купаться черепаха
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь!
Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
(Н. Пикулева)
(Затем поглаживают себя ладонями, выполняя круговые движения и приговаривая:)
Черепашка Рура
В озерко нырнула,
С вечера нырнула
И пропала…. Э-эй,
Черепашка Рура,
Выгляни скорей!
(Н. Пикулева)
Учитель-логопед : Посмотрите на Планете Цветов всё такое яркое, даже у черепахи панцирь разноцветный – красный, жёлтый, зелёный. Цветочные жители планеты дарят нам на память разноцветную черепашку. Наши животные-космонавты будут очень рады, что у них появится новая подружка-инопланетянка. Давайте поблагодарим волшебные цветы за подарок и садимся в ракету нам пора возвращаться домой на Землю.
(Дети уходят из зала под Ритмический танец «Весёлые путешественники»
М. Старокадомского)