Мария Алейник
Конспект открытого логоритмического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочный зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логоритмического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Предмет: Логопедия
Тема: «Путешествие в сказочный зимний лес»
Тип занятия : фронтальное
Вид занятия : логоритмическое
Общая продолжительность занятия : 30 минут
Коррекционно - образовательные задачи:
• Активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время.
Публикация «Конспект открытого логоритмического занятия в подготовительной к школе группе „Путешествие в сказочный зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• Закрепить представления о жизни зверей зимой.
• Обогащать активный словарь ребёнка.
• Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
Коррекционно - развивающие задачи:
• Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию движений с музыкой и с речью.
• Развивать просодические компоненты речи: чувство темпа, ритма, голосовой диапазон, продолжительный выдох.
• Развивать плавность и выразительность речи в сочетании с движениями.
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
• Развивать произвольные психические процессы, невербальные средства выразительности.
Коррекционно - воспитательные задачи:
• Формировать коммуникативные навыки.
• Воспитывать осознанно – бережное отношение к природе опосредованно: через художественное слово.
• Воспитывать культуру речи, культуру общения.
Ресурсы: ёлки, кусты, коврики.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, ребятишки!
Дети: - Здравствуйте! (выполняют ритмичные хлопки)
Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, шалунишки!
Дети: - Здравствуйте! (выполняют ритмичные хлопки)
Музыкальный руководитель: - Будем весело играть?
Дети: - Будем! Будем! (выполняют ритмичные хлопки)
Музыкальный руководитель: - Любим петь и танцевать?
Дети: - Любим! Любим! (выполняют ритмичные хлопки)
Дети вместе с учителем - логопедом становятся в круг. Логопед протягивает им правую руку ладонью кверху и говорит: «Ребята, а теперь давайте поприветствуем друг друга: «Наша дружная семья это Вы и это… Дети в свою очередь кладут свою правую ладонь сверху и добавляют : «Я», левую руку отводят в сторону. Получается «солнышко».
Логопед : - Ребята, я сегодня по дороге в детский сад поймала загадку. Только хотела её разгадать, смотрю, летит вторая, потом третья. Собрала я их в охапку и думаю: «Отнесу- ка я эти загадки в детский сад ребятам, пусть отгадывают. Отгадаете?
Дети: - Да!
Логопед : - Тогда давайте начнё м с первой загадки: «Есть у ребят зелёный друг. Надёжный друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек». Как вы думаете, что это?
Дети: - Лес.
Логопед : - Почему Вы так решили? (Дети обосновывают свои ответы).
Логопед : - Правильно, ребята! Это лес! И сегодня я приглашаю Вас отправиться в путешествие в сказочный зимний лес. Согласны? (Ответы детей).
Логопед : - А чтобы нам туда попасть, давайте споём нашу песенку - закличку.
Дети под музыку поют песню «Игралия» : (слова и музыка Алейник М. М.)
Игралия! Игралия!
Чудесная страна,
Хотя на карте мира нам
Она и не видна.
И детство-время лучшее,
Когда в нём есть игра.
В Игралию, в Игралию
Спешит вся детвора.
А если Вы нас спросите:
"Зачем и почему?"
Ответим, что в Игралии
Мы учимся всему.
Там все мечты сбываются,
И дружба крепче там.
Попасть в страну Игралию
Игра поможет нам!
Логопед : - Ребята, Зажмурьте глаза сильно – сильно. А теперь откройте…поморгайте глазками, поднимите брови высоко, изобразите удивление: «Вот это да! Мы уже не в музыкальном зале, а в волшебной стране Игралии и нам пора отправляться в наше сказочное путешествие.
Как Вы думаете, на чём нам будет удобнее добираться по снегу в лес?
( Ответы детей: на лыжах)
Тогда станьте на лыжи, возьмите палки и в путь!
Дети под музыку идут по музыкальному залу, имитируя ходьбу на лыжах и, согласовывая движения со словами:
Мы гуляем зимним днём. Идут, имитируя ходьбу на лыжах.
Мы на лыжах в лес идём. Выполняют скользящие шаги.
Между сосен скользят лыжи. Идут зигзагом
Путь до леса, ох, не ближний.
Вот и горка на пути Шагают, высоко поднимая колени
Нелегко сюда взойти Делают глубокий вдох
Зато с горки: и-хо-хо! Приседают, руки назад, выдох
Мы скатились лихо. Находятся в полуприседе.
А теперь чуть поспешим Идут ускоренным шагом
До опушки добежим Идут ускоренным, скользящим шагом
Лес уже недалеко.
Ах, как дышится легко! Делают глубокий вдох - выдох
Глубоко вдыхаем Вдох - выдох
Силы набираем. Вдох - выдох
Снова в путь. Бежим на лыжах. Лёгкий бег
Лес всё ближе, ближе, ближе
Замедляем быстрый ход. Переходят на ходьбу
Перед нами лес уж, вот! Останавливаются.
Логопед : - Вот мы с Вами и в лесу. Слышите, как воет ветер? Кажется, начинается вьюга. Старая, седая с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з».
(С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут берё зы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
- Ребята, Смотрите, что вьюга натворила, какие сугробы намела. Давайте расскажем об этом:
Ла- ла – ла, ла – ла – ла, вьюга снега намела! Дети выполняют ритмичные хлопки!
Ло – ло – ло, ло – ло – ло, всё кругом белым бело! ---//---//---//---//---
Лы – лы – лы, лы- лы – лы, мела вьюга без метлы! ---//---//---//---//---
Лу – лу – лу, лу – лу – лу, где бы вьюге взять метлу? ---//---//---//---//---
Ла – ла – ла, ла – ла – ла, чтоб сугробы размела! ---//---//---//---//---
Логопед : - Ребята, а теперь давайте согреемся: поиграем в снежки. Под медленную музыку я предлагаю лепить снежки, а под быструю – бросаться снежками. Согласны? Тогда - начали!
(Выполняется упражнение на развитие динамического слуха.)
Появляется Лесовичок. :
Я старик – старичок.
Местный я Лесовичок.
Здесь, в лесу, мои владенья!
Кто пришёл без приглашенья?
В лесу должен быть покой!
Уходите прочь домой!
Логопед : - Ребята, Лесовичок очень уж сердитый. Давайте попробуем его развеселить. Поиграем в
игру «Смешилка»?
Мимическая зарядка:
Здесь живёт Дразнилка (массаж точки на крыльях носа)
Здесь живёт Хмурилка (массаж точки на лбу между бровями).
Здесь живёт Смешилка (массаж точки по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком,
Здесь живёт Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивать с умеренной силой мочки ушей сверху вниз)
Это носик – бибка! (указательным пальцем коснуться кончика носа!
Где твоя улыбка? (указательными пальцами массировать точки в углах рта, растянуть губы в улыбку).
Лесовичок: - Всё равно не пущу! Вы маленькие! В лесу заблудитесь!
Если мы в лесу заблудимся, то позовём тебя на помощь. Мы умеем это делать. Правда, ребята. Давайте покажем, как мы это делаем?
( Дети выполняют упражнение: «Эхо» :
-Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау - у - у!» (Громко.)
Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау - у – у!» (Тихо.)
Всё равно не пущу! Лес любить надо. Каждую былинку в нём охранятьть. А Вы? Да разве Вы поймёте? Разве у Вас душа есть!
Логопед : - Ребята, кажется, я знаю, что надо делать! Мы Лесовичку прочитаем стихи о лесе. Поэты в свои стихи всегда душу вкладывают. Поэтому мы так любим поэзию! А заодно докажем Лесовичку, что любим природу, и что у нас есть душа!
(Читают стихотворение А. Смирнова)
Есть просто храм, (Соединяют ладони над головой)
Есть храм науки, (Держат раскрытые ладони перед глазами)
А есть еще природы храм, (Выносят руки вперёд перед собой, затем в стороны)
С лесами, тянущими руки (Поднимают прямые руки над головой)
Навстречу солнцу и ветрам. (Соединяют кончики пальцев обеих рук над головой)
Он свят в любое время года, (Соединяют ладони рук перед грудью)
Открыт для нас в жару и стынь. (Руки выносят вперёд, затем разводят в стороны)
Входи сюда, будь сердцем чуток, (шагают на месте, кладут обе руки на область сердца)
Не оскверняй его святынь. (Руки крест – накрест перед собой)
Лесовичок: - Тыщу лет живу на свете. Были разные тут дети,
Но таких я не видал. Рад, что Вас здесь повстречал
. Вы хорошие детишки: и девчонки, и мальчишки.
Вам «спасибо» говорю. От души благодарю.
Что ж, играйте, веселитесь! Только, чур, не заблудитесь.
Ну, а мне идти пора. До свидания, детвора!
(Дети прощаются с Лесовичком).
Логопед : - Ну, а теперь пришло время загадать Вам вторую загадку. Отгадывать готовы? Тогда
слушайте: «Он пушистый серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как
поймаешь на ладонь»
( Ответы детей: снег. Обоснование ответов).
Логопед : - А давайте подберём к слову «снег» родственные, однокоренные слова. Кто больше?
( Дети называют однокоренные слова: снегурочка, снежинка, подснежник, снегопад, снеговик).
Логопед :- А теперь пришла пора нам слепить снеговика! Готовы? Тогда становитесь в круг.
(Дети выполняют упражнение на развитие мелкой моторики)
Это правая рука! (Дети показывают правую руку ладонью кверху)
Это левая рука! (Дети показывают левую руку ладонью кверху)
Разотрём сейчас ладошки. (Растирают ладони)
Слепим мы снеговика. (Кладут правую ладонь на левую, затем наоборот)
Мы сгребаем снег кругом. (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Лепим, лепим снежный ком. (Кладут правую ладонь на левую, затем наоборот)
Раз, два, три, четыре – (Соединяют большие пальцы рук с последующими)
Первый ком уже слепили (Соединяют полусогнутые пальцы обеих рук перед собой)
Три, четыре, пять, шесть - (Соединяют большие пальцы рук с последующими)
И второй, поменьше, есть - (Соединяют полусогнутые ладони перед собой)
Лепим третий - с кулачок! (Делают два хлопка и соединяют кулачки)
И готов снеговичок! (Ставим кулак правой руки на кулак левой руки перед собой)
Логопед : - Ребята, а теперь давайте сядем на стулья перед зеркалом и покажем, каких мы слепили снеговиков.
Дети выполняют мимические и артикуляционные упражнения:
1. «Снеговики радуются снегу и морозу» : надуть щёки, сделать весёлое выражение глаз.
2. «Грустные снеговики весной» : опустить уголки губ вниз, изобразить печальный взгляд
3. «Снеговики увидели сосульку» : высунуть «острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до 6-8).
4. «Саночки для снеговиков» : рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперёд – назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Логопед : - Ребята, а давайте погуляем по зимнему лесу, поищем следы зверей. (Дети ходят между елями и кустами). Ой, смотрите, какие заснеженные кусты! А под ними чьи – то следы. Как Вы думаете, чьи они?
( Ответы детей: следы лисьи и заячьи). Какие Вы молодцы! Правильно определили: это следы лисьи и заячьи. Давайте про них песенку споём?
Упражнение на развитие чувства ритма, голосового диапазона, выразительности речи и мимики, координации движений со словами и с музыкой.
Дети выполняют движения под музыку и пропевают слова песенки:
Скачет зайка под кусток - скок – скок - скок, скок – скок - скок! (выполняют ритмичные прыжки)
А за ним лиса вослед - след – вслед, след – вслед! (выполняют шаги в такт музыки)
Присел заинька в кустах - ах – ах - ах, ах – ах - ах! (приседают, выполняют наклоны головой)
А лиса: «Ты где, косой?» - ой – ой, ой – ой! (сначала шаги, затем повороты головой в стороны)
Логопед : - Ну, а теперь пришло время отгадать третью загадку? Готовы? Пожалуйста: «Зверь он хищный, но не злой, и живёт в глуши лесной. Летом ест малины много. А зимою спит в берлоге». ( Ответы детей: медведь.)
Логопед : - А давайте сейчас представим, что мы медведи. Возьмите коврики – как - будто это берлога и ложитесь спать до весны.
(Выполняется упражнение на расслабление, снятие напряжения)
Дети ложатся на коврики, изображают спящих медведей.
Логопед : - Поют зимние метели. Спит наш мишенька в постели.
Сладко – сладко мишка спит. Как малыш во сне сопит.
Спят медвежьи ушки, лапки. Спит медведь в берлоге сладко.
Спят и глазки, и животик. Снится мишке сладкий мёдик.
Мишка! Мишка! Полно спать! Уж весна! Пора вставать!
Мишка сладко потянулся, открыл глазки, сел – проснулся!
И ребята дружно встали, и опять детьми все стали!
Вот и кончилась игра! В детский сад идти пора!
До свиданья зимний лес! Не скучай! До новых встреч!
Музыкальный руководитель: До свидания, ребятишки!
Дети: До свидания! (выполняют ритмичные хлопки)
Музыкальный руководитель: До свидания, шалунишки!
Дети: До свидания! (выполняют ритмичные хлопки)
Музыкальный руководитель: Вы позанимались?
Дети: Да! Да! Да!
Музыкальный руководитель: Вы здесь наигрались?
Дети: Да! Да! Да!
Рефлексия: Предлагаю детям выбрать смалики, соответствующие их настроению.