Виктория Кишова
Конспект логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно – развивающей деятельности по развитию
лексико – грамматической стороны речи.
Продолжительность деятельности: 20 мин.
Занятие проводилось с : детьми 5-6 лет
Тема занятия : ФЕВРАЛЬ - ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ”.
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Расширять и уточнять, активизировать словарь по теме.
2. Продолжать учить детей подбирать слова –родственники.
Коррекционно-развивающие:
1. Упражнять в подборе слов - признаков и слов- действий к предметам.
Публикация «Конспект логопедического занятия» размещена в разделах
2. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
3. Учить подбирать слова с противоположным значением.
4. Закреплять умение детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Лексический материал:
предметы: время года, месяц, зима, декабрь, январь, февраль, метель, вьюга;
признаки: морозный, вьюжный, лютый, сильный, ярче, длиннее, короче;
действия: метет, дует, завывает, засыпает.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа, предметные картинки: подснежники, проталинки, грачи, ручейки, солнце; дидактическое пособие «сосчитай-ка».
Примерный ход образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Логопед : сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
друг — враг, хорошо — плохо, мир - война, день— ночь, радость— горе, беда, жара — холод, зло— добро, правда- ложь, тяжело — легко, высоко — низко, можно — нельзя, трудно — легко, быстро — медленно, говорить — молчать, поднимать — опускать, зажигать —тушить.
II. Основная часть. Введение в тему.
Логопед : давайте вспомним, какое сейчас время года? (зима). Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль). Какой первый месяц? Какой последний? Сегодня мы продолжаем говорить о последнем месяце зимы – феврале. Когда я сегодня пришла на работу, я на своем столе нашла вот этот необычный конверт, в нем письмо. (Логопед демонстрирует детям конверт весь украшенный снежинками). Вы не представляете это письмо прислала нам Зима. (Логопед зачитывает письмо, предлагает детям выполнить задания приготовленные зимой, чтобы зима уступила свое место весне). В конверте вместе с письмом были вот эти необычные снежинки, каждая из которых содержит в себе задание. За каждое верно выполненное задание Зима обещает вам весенние подарки. Итак, начнем выполнять зимние задания.
III. Развитие лексико - грамматических категорий.
Логопед : Первое задание: посмотрите на картинку, на которой изображен зимний пейзаж. Зима просит вас подобрать как можно больше слов - признаков и слов –действий к следующим «зимним» словам:
Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай».
Зима (какая) – холодная, снежная…
Снег (какой)-…
Снежинки (какие)-…
Лед (какой) - …
Погода зимой (какая)-…
Горка (какая…
Снежинки зимой (что делают)-…
Лед на солнце (что делает)-…
Снег (что делает)-…
Мороз (что делает)-…
Ветер (что делает) -…
Логопед награждает самого активных детей «весенним подарком» (картинками с изображением ручейков)
Логопед : а вот и вторая снежинка – загадка. Я вам буду называть «зимние слова», а вы мне говорите эти слова ласково.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Длинная зима- длинненькая зимушка
Теплое солнце – тепленькое солнышко
Пушистый снег – пушистенький снежок
Заяц белый — зайчик беленький.
Толстая сосулька- толстенькая сосулечка
Шуба теплая — шубка тепленькая.
Сапоги чистые — сапожки чистенькие.
Шишка длинная — шишечка длинненькая.
Ворона черная — вороненок черненький.
Холодный ветер – холодненький ветерок.
Логопед награждает каждого ребенка «весенним подарком» – картинкой с подснежником.
IV.Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ла-
дони правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони
левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания расслабленны-
Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями.
V.Развитие лексико- грамматических категорий.
Логопед : следующее задание, которое приготовила нам зимушка – зима: она хочет чтобы вы подобрали семейки слов к тем словам которые я вам сейчас назову.
Дидактическая игра «Подбери слова – родственники»
Снег- снежок- снеговик- снежный – снегири -снежинка- снежный ком- снегурочка- снегопад.
Лед- ледоход – ледокол- ледок- ледяной- ледянка- ледышка-….
Холод – холодок – холодный- холодильник – холодает-….
Зима – зимушка – зимний- зимовать- зимующие-…
Логопед награждает самого активного ребенка «весенним подарком» (картинкой с изображением солнышка)
Логопед : хочет зима посмотреть, а хорошо ли вы считаете.
Дидактическая игра «Сосчитай - ка» (Дети считают предметы изображенные на картинках)
Одна сосулька, две, три, четыре, пять…
Одна снежинка, две, три, четыре, пять…
Одна шапка, две, три, четыре, пять…
Один снеговик, два, три, четыре, пять…
Один снежок, два, три, четыре, пять…
Одна льдинка, две, три, четыре, пять…
Одна горка, две, три, четыре, пять…
Одна варежка, две, три, четыре, пять…
Одна Снегурочка, две, три, четыре, пять…
Одна елка, две, три, четыре, пять…
Логопед награждает каждого ребенка «весенним подарком» – картинкой с изображением проталинки.
Логопед : ну и последняя на сегодня волшебная снежинка. Зима просит вас найти все спрятанные ею снежинки, рассказать где они находятся, составив предложение с маленькими словами НА и ПОД.
Дети осматривают кабинет, находят снежинки, которые расклеены по кабинету и составляют предложения с предлогами НА и ПОД.
Я вижу снежинку на стене.
Я вижу снежинку под часами.
И т. д.
Логопед награждает каждого ребенка «весенним подарком» – картинкой с изображением грачей.
VI. Итог занятия.
Логопед : вот мы и справились со всеми заданиями строгой, лютой Зимы. Обещала она нам уйти и уступить свое место весне, значит выполнит свое обещание, а те волшебные «весенние подарки, которые получили вы за правильные ответы нам помогут позвать весну.
Дети по очереди выходят к доске, прикрепляют свои картинки- подарки на общую картину зимнего пейзажа меняя его тем самым на весенний.
Логопед : Посмотрите вот и засветило теплое весеннее солнышко, побежали звонкие ручейки, прилетели из теплых краев птицы, появились проталинки и конечно же первые весенние цветы – подснежники. Пришла весна.
И наше с вами занятие закончилось. Скажите, о чем мы говорили на занятии? Какое время года мы провожали, а какое встречали?
Дифференцированная оценка работы детей.