Анна Янушко
Конспект логопедического занятия «Звук и буква О»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить произношение звука «О», научить четкому интонированию звука «О», учить выделять «О» из состава слова в ударной позиции, обучать звуковому анализу и синтезу ряда гласных звуков, познакомить детей с графическим изображением звука, учить соотносить звук и букву, упражнять в употреблении предлога «О», упражнять в употреблении несклоняемого существительного пальто, формировать графические навыки, обучать чтению ряда гласных букв, развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: предметные картинки (дом, кот, конь, лимон, каток, окна, окно, пальто, вагон, окунь, бинокль, альбом, индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой «О», карандаши, таблицы для чтения, таблицы гласных звуков, наборы для фонемного анализа и синтеза, картинки с изображением осени, автобуса, ослика, овощей, пальто, кота, сюжетные картинки по теме, манка, подносы.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Сегодня у нас на занятии гости, мы с вами покажем, как мы умеем заниматься.
а) Игра «Узнай звук по губам» - я показываю звуки губами, вы определяете звук. Кто определит, тот сядет на свой стульчик.
Звуки : А, У, АУ, УА, ИУ, ИА.
б) Артикуляционная гимнастика. Сейчас мы с вами разбудим наш язычок. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику:
- «Окошечко» - улыбнуться, открыть рот и подержать рот в таком положении до 5.
- «Поднять и опустить нижнюю губу» - улыбнуться, опустить нижнюю губку, поднять, опустить, поднять.
- «Хоботок» - закрыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой, вернуть обратно. Повторить 5 раз.
2. Основная часть:
а) Знакомство с темой по средствам стихотворения.
«Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
- Правильно, это осень (картинку на доску).
- Какой первый звук в слове осень.
б) Правильная артикуляция.
Давайте вместе его произнесем. Что у нас происходит с губами, когда мы произносим звук «О» (Губы округлены и немного выдвинуты вперед).
в) Характеристика звука.
Воздушная струя выходит свободно изо рта, мы можем этот звук петь, тянуть. Какой это звук, если мы можем его тянуть, петь? Правильно, гласный и обозначается он красным цветом, красным кружочком.
г) Игра «Поймай звук».
Мы с вами уже говорили про звук «О». Учились его слышать в слогах и словах. Сегодня я усложню задание. Мы с вами будем его «ловить» с закрытыми глазами. Я раздам вам светофорчики красного цвета, которые обозначают гласный звук, вы возьмете их в правую руку, закроете глаза, и будете внимательно слушать те звуки, которые я произнесу, но поднимать свой светофор вы будете только тогда, когда услышите звук «О».
Звуки : О, У, А, У. О, И, Э, О, Ы, И, О, А, О.
д) Игра «Веселый счет».
Я произношу звуки, а вы внимательно слушаете и говорите, сколько звуков я произнесла, какой первый звук, какой второй и третий.
Звуки : АУИ, ОУА, АУУ, ИОА.
е) Игра «Внимательные ушки»
Я произношу слоги, а вы хлопаете в ладошки только тогда, когда услышите слог со звуком «О» :
Слоги: ОХ, АМ, УК, ОТ, ПО, НА, ТЫ, КО, ПЫ, НО.
е) Игра «Поймай слово»
Я произношу слова, вы топаете ногами только тогда, когда услышите слово со звуком «О» :
Слова: осень, листья, ветер, дождь, пальто, тучи, зонт, овощи, осел.
ж) Звук «О» очень любит осень. Рассмотрите картину осени. Назовите предметы, в которых есть звук «О». Выделяйте голосом звук «О» в словах: облако, дождь, дом, окно, забор, дорога, дупло, пальто, боты, кот, осень).
з) Игра «Домики для звуков»
Вы отлично назвали все слова со звуком «О». А теперь мы должны определить, где слышится звук «О» в словах: пальто, зонт, овощи, осень, облако (в начале, середине или конце слова). Для этого мы берем схемы и красные кружочки, потому что звук «О» гласный.
3. Физкультминутка.
Мы – листики осенние.
На ветках мы сидели. Встали на ковер, присели на корточки.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели. Полетели по кабинету.
И на землю тихо сели Присели на ковер.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Встали и полетели.
Закружились, полетели
И на землю снова сели. Покружились, присели на корточки.
и) Выделение звука «О» из состава слова.
Сегодня к нам в гости пришел ослик. Смотрите, какой он грустный. У него беда.
- Ослик пошел в огород за овощами.
Ослик очень огорчен.
Со звуком «О» он не знаком.
Кто же ослику поможет –
Овощи в ведро положит?
Помнить надо вам одно –
Овощи со звуком «О».
к) Упражнение в употреблении несклоняемого существительного «пальто».
- Ослик – упрямое животное. Упрется и с места не сойдет. Есть и слова «упрямые». Вот слово пальто. Не хочет изменяться. Всегда звучит одинаково: на конце с гласным «О».
Картинка.
Посмотрите на картинку. На ней изображена мама и мальчик. Мама купила Толику верхнюю одежду.
- Что купила мама Толе? (пальто).
Посмотрите, мальчик обрадовался.
- Чему рад Толя? (Толя рад пальто).
- О чем он рассказывает бабушке? (о пальто).
Что делает Толя? (Пришивает пуговицу к пальто).
Во всех случаях слово «пальто» не изменилось.
л) Звук «О» обозначается буквой «О».
Буква О гласная, обозначается красным цветом. На что похожа буква О.
Эта буква так кругла –
Покатиться бы могла.
Сколько элементов у буквы О?
м) Рисование буквы О на манке.
Перед вами стоят тарелочки с манной крупой. Приготовьте указательный пальчик правой руки и нарисуйте букву О на тарелочке. Буква О пишется сверху - вниз. Хорошие буквы у вас получились.
н) Работа с таблицей гласных букв.
Перед вами лежат таблички с гласными буквами. Возьмите красный кружочек. Я буду называть гласную букву, а вы будете закрывать ее красным кружочком. (Закройте букву А в левом верхнем углу, закройте букву О в правом нижнем углу, закройте букву И в левом нижнем углу).
о) Игра «Буква «О» спряталась.
Перед вами лежат карточки, на них много разных букв. Сядьте ровно, возьмите в правую руку красный карандаш и найдите все буквы О, которые спрятались на карточке. Обведите их.
п) Чтение таблиц.
Перед вами лежат таблички с буквами. Нам надо все это прочитать. Правый пальчик поставили к первому столбику, читаем.
р) Игра «Тимошкин сон»
Кто пришел к нам на занятие? Это кот Тимошка. Он увидел сон. Послушайте стихотворение «Тимошкин сон».
Кот Тимошка видел сон.
Но о чем? Не помнит он!
Может, о мышатах?
Может, о котятах?
Может, о ребятах?
Или лягушатах?
Сон Тимошка свой забыл
И немножко загрустил.
- Кто приснился Тимошке?
- о ком Тимошкины сны?
3. Итог занятия
Про какой звук и букву мы сегодня говорили? Какой это звук? Каким цветом обозначается?