Елена Алексеевна Русина
Конспект занятия «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Уточнить представление роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Задачи:
-воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
-уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах;
-развивать связную и диалогическую речь; формировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом;
- образовывать слова с помощью суффикса - онок-; -енок-;
-развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
Предварительная работа:
чтение художественных текстов; К. Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая»,, Гадкий утёнок», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк», Г. Снегирев «Рассказы о птицах»
Наблюдение за птицами в природе. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Филин».
Рекомендации родителям: посетить зоопарк, наблюдать за птицами, соблюдать правила поведения на природе.
Ход занятия
1. Актуализация знаний.
-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
-А как вы догадались? (тело птицы покрыто перьями, птица имеет две лапы, два крыла, имеет клюв, умеет летать)
Проблемный вопрос - Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О птицах.)
- Скажите, все ли птицы живут с нами круглый год? (Нет, одни остаются, другие улетают, а третьи, наоборот, к нам прилетают)
-Скажите, каким словом называют птиц, которые улетают? (Перелетные)
- А тех, которые на зиму остаются? (Зимующие)
3. Основная работа. Отгадайте загадки и найдите соответствующие картинки.
1) Озорной мальчишка
В сером пиджачишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (Воробей)
2) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3)Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её … (Ворона)
4)Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
5)Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это?. (Снегири)
6)Хоть я не молоток по дереву стучу, в нём каждый уголок обследовать хочу, хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
7) Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
-Назовите оставшихся птиц. (Перелетные)
- Что вы знаете об этих птицах? Ответы детей.
Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.
Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».
Ворона и сорока живут рядом в городе, деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Ворона там за мышами и другими мелкими зверьками охотится, поедает яйца и птенцов. Это большие птицы. Оперение у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже черные. Сороку называют «белобокой» за ее белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнезда мелких птиц.
Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище.
- Какую пользу приносят птицы? (они спасают нашу природу, лечат природу).
-Зимой всем зверям и птицам холодно и еды мало. Как вы помогаете птицам зимой? (Сделать кормушки и кормить птиц)
-Чем можно подкармливать птиц? (Крошками хлеба, зернышками, семечками, пшеном, не соленым салом. (Достаю кормушки). Давайте насыплем корм в кормушки.
-Давайте послушаем стихи о птицах, которые вы выучили.
- Игра «Назови птенца». Называю маму-птицу, а дети должны назвать ее птенца. ( Например: Ворона – вороненок, сова – совенок, кукушка – кукушонок, сорока – сорочонок, аист-аистенок, курица- цыпленок).
- Игра «Что лишнее?» Скажите, какая птица может быть лишней, объясните, почему вы так считаете. (Петух - домашняя птиц, жар-птица - сказочная).
- Вспомните, в каких сказках встречаются эти птицы?
- Игра «Собери картинку». Дети разделены на группы. Задание: собрать картинку из пазлов и назвать птицу. 1 группа- утку, 2 группа –сова.
Физкультминутка «Птички»
-Если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – машете руками. Будьте внимательны!
(Ворона, ласточка, воробей, стриж, сова, сорока, цапля, голубь, лебедь.)
Исследование:
-Предлагаю вам рассмотреть и потрогать птичьи перья: пуховые и маховые. Чем перышки отличаются друг от друга? (Маленькое перышко называется пуховым. Оно пушистое и теплое. Растет прямо на тельце у птички: на животике, головке, эти перышки греют птичку. А длинное перо – маховое, оно помогает птице летать. Маховое перо легкое и растет оно на крыльях и хвосте)
- А вот посмотрите, что у меня в руках? (Веер). Для чего он нужен?
- Похож веер на хвост и крылья. (Действительно, веер похож на крыло или на хвост птицы. И когда птица взлетает, она – раскрывает, крылья и перышки расправляются и помогают птице опираться на воздух и лететь. А на земле раскрытые крылья мешают птице, поэтому она складывает крылья. Ребята, а вам хотелось бы летать, как птицы? Человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Какие вы знаете? (самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, дирижабль).
-Ребята, мы люди и должны беречь не только птиц, а все живое на планете. Давайте в заключении мы споем песню «Не дразните собак», приглашаем гостей к нам присоединиться.
Рефлексия: О каких птицах мы с вами говорили? Что вам больше понравилось на занятии?