Галина Калоева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №21 «Радуга» г. Батайск.
Конспект
логопедического занятия в подготовительной группе :
«Путешествие в страну правильной речи»
Учитель-логопед Калоева Галина Петровна
2023г.
Цель: Совершенствование знаний и умений детей, полученных на логопедических занятиях.
Задачи:
Обобщение понятий: звук, слово, предложение, рассказ;
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну правильной речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать развивать мышцы языка и губ, координировано выполнять упражнения с чёткой сменой артикуляции. Продолжать учить детей дифференцировать напряжение и расслабление мышц речевого аппарата без зеркала;
Продолжать учить определять 1-й звук в слове, определять позицию заданного звука;
Продолжать учить подбирать существительные к прилагательному, отвечающие на вопрос: Какой? (по цвету, форме, материалу);
Формировать навык слогового анализа слова;
Продолжать учить употреблять предложения с предлогами В, НА, ПОД. Закреплять понимание пространственного значения предлогов;
Продолжать учить составлять схемы предложения, определять количество слов, в конце предложения ставить точку;
Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы;
Продолжать развивать умение делать короткий, глубокий вдох и длительный плавный выдох.
Способствовать возникновению у детей положительных эмоций во время занятия. Воспитывать желание научиться говорить правильно.
Оборудование:
Игрушка кота, мелкие игрушки из «киндерсюпризов», Дидактические игры: «Паровоз», «Сорока», схемы предлогов; мнемотаблица для составления рассказа; картинки-символы для артикуляционной гимнастики; воздушные фломастеры, трафареты, полоски для выкладывания схем предложения.
Ход занятия.
Слайд №1 – «Путешествие»
«Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну правильной речи. В этой стране люди говорят красиво, грамотно, правильно. Наша с вами речь состоит из звуков, слов, предложений, рассказов. Чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно найти 7 волшебных разноцветных мешочков. А искать мы их будем по цветам радуги». (Перед детьми разноцветные гномы, соответствующие цветам радуги).
«Какой цвет радуги самый первый»? (Красный).
«Ищем красный мешочек».
Слайд№2 – «Артикуляционная гимнастика» (для сонорных звуков)
В мешке картинки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
«Ребята, как вы думаете, что это? Для чего нужно делать гимнастику для языка и губ»? (Чтобы мышцы стали крепкими и научились правильно выговаривать звуки).
Дети садятся на стульчики полукругом, ребенок читает стихотворение:
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками.
Дети по картинкам выполняют артикуляционную гимнастику, логопед читает четверостишье к каждому упражнению.
«Какая еще гимнастика помогает развивать речь»? (Гимнастика для пальчиков).
Слайд №3 – «Пальчиковая гимнастика»
«В гости пальчику большому»
В гости к пальчику большому - сжимают и разжимают кулачки.
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, - загибают пальцы.
Безымянный и последний,
Наш мизинчик - малышок - двигают мизинцами.
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья, - сжимают и разжимают кулачки.
Друг без друга им нельзя.
«Молодцы, ребята! Теперь, какой мешочек будем искать»? (Оранжевый)
Слайд№4 – «Звуки»
В мешке мячик и картинки – пособие «Сорока» (картинка сороки разделенная на 3 части - начало-голова, середина-туловище, конец слова -хвост)
«Ребята, наша речь состоит из множества звуков, давайте с ними поиграем».
1. Игра с мячом: «Найди первый звук в слове» (гласные, согласные)
Дети садятся за столы.
2. Игра: «Сорока» - определение позиции звука ЛЬ в словах: лента, соль, дельфин, медаль, лес. (Раздаточный материал - картинка сороки и маленькая буква каждому ребенку).
«Теперь ищем желтый мешочек».
Слайд №5 – «Слова»
В мешке мяч, шкатулка, коробка, банка. «Мы с вами каждый день говорим большое количество слов, придумайте слова к этим предметам, отвечающие на вопрос: Какой»? – (по цвету, форме, материалу и т. д.)
1. Подбор прилагательных к существительному.
В мешке еще есть маленькие фигурки животных, раздаются каждому ребенку.
2. Игра: «Паровоз» - деление слов на слоги (дети отхлопывают слово и кладут игрушку в вагончик с соответствующим количеством окошек).
Затем логопед совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания.
«Ребята, какой следующий цвет радуги»? (Зеленый)
«Ищем зеленый мешочек».
Слайд №6 – «Предложение»
В мешке игрушка кота. «Это кот – Васенька, он хочет с вами поиграть». Ребенок читает стихотворение: «Непоседа-Васенька».
Непоседа- Васенька
Не сидит на месте.
Непоседа - Васенька
Всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,
На усах сединки.
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.
«Ребята, чтобы речь была красивой, нужно учиться строить предложения и правильно употреблять коротенькие слова» (предлоги).
Перед детьми схемы предлогов.
1. Составление предложений с предлогами: В, НА, ПОД.
Один ребенок дает инструкцию, другой – выполняет:
Котик залез в коробку.
Котик спрятался под стул.
Котик лежит на скамейке.
Дети садятся за столы.
2. Выкладывание схем предложения (раздаточный материал - длинные, короткие полоски и точка) :
На диване спит кот.
Маленький котенок залез под кровать.
Логопед держит в руках котенка и задает вопросы:
«Сколько слов в предложении»?
«Какое здесь коротенькое слово»?
«Ребята, Васенька нашел голубой мешочек, в нем металлофон, наверное, нужно сделать музыкальную паузу».
Слайд №7 – «Попевка звук Ль»
1. Дети, глядя на экран поют слоги со звуком Ль.
2. Двигательная разминка: «Чика-рика»
«Ребята, какой мешочек теперь нужно отыскать»? (Синий)
В нем картинка-подсказка.
Слайд №8 – «Мнемотаблица рассказа-описания домашних животных»
Дети, глядя на экран с таблицей, составляют рассказ-описание кошки (Каждый ребенок по одному предложению)
«Нам осталось найти один мешочек, какой»? (Фиолетовый)
Слайд № 9 «Воздушные фломастеры»
«Ребята, очень важно, когда мы говорим, правильно распределять дыхание, в этом нам помогут воздушные фломастеры».
Дети садятся за столы и раскрашивают по трафаретам буквы воздушными фломастерами.
Затем, выкладывают слово: «Логонепоседы!» - название группы.
Слайд №10 – «Путешествие»
«Мы с вами вспомнили, что наша речь состоит из звуков, слов предложений, рассказов. Наше маленькое путешествие в страну правильной речи подошло к концу».
«Так, где же эта страна, ребята?.
Она вокруг нас. И когда вы научитесь правильно произносить все звуки, вы будете жить в этой прекрасной, удивительной, красивой стране, в стране правильной речи»!
Ребенок читает стихотворение:
Мы будем разговаривать!
Мы будем выговаривать!
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно! (все дети)