Татьяна Дагаева
Конспект логопедического занятия «Слова, обозначающие предметы. Ягоды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
Учитель-логопед : Дагаева Т. В.
Группа : подготовительная
Тема учебного занятия : Слова, обозначающие предметы. Ягоды.
Продолжительность учебного занятия : 30 минут
Тип учебного занятия : Изучение нового материала с применением ИКТ
Публикация «Конспект логопедического занятия „Слова, обозначающие предметы, Ягоды“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Цели: Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексическое значение. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «ягоды».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
познакомить детей со словами, обозначающими предмет;
упражнять детей в их подборе;
познакомить детей с понятиями «живые и неживые предметы»;
закрепить практическое употребление слов, обозначающих живые и неживые предметы;
упражнять детей в умении ставить к словам вопросы;
закрепление навыков в составление словосочетания;
учить графически изображать слова;
уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме;
устранение аграмматизма в устной речи.
Коррекционно-развивающие:
развивать умение понимать обращенную речь;
развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь;
расширение кругозора, воображения.
Коррекционно-воспитательные:
развивать чувство эмпатии; снять мышечные и эмоциональные зажимы;
формировать представление о природе родного края;
воспитывать эмоциональность и адекватность поведения;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
продолжать учить решать проблемные ситуации на уроках.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактические материалы к учебному занятию : предметные картинки с изображением ягод.
Ход учебного занятия:
1. Развитие эмпатии.
Действия выполняются по тексту.
Л: «Здравствуйте ребята!
Встали ровно,
Потянулись, улыбнулись,
На друг, друга посмотрели
И тихонько сели».
2. Развитие логического мышления.
Логопед читает загадку про героя урока.
Загадка.
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Медвежонок Топтыжка сегодня будет заниматься с нами на уроке.
3. Развитие эмоциональной мимики.
Логопед предлагает детям показать мимикой эмоции.
Л: «Ребята медвежонок рассказал мне, как он сегодня собирался в школу. У него так часто менялось настроение. Давайте послушаем и покажем его настроение. Когда услышите слова-настроения, покажите их мимикой на лице.
Топтыжку разбудили рано, злится он. Встал с кровати и в ванну он пошел, до ванны не дошел, на кухню он зашел и сам он удивился, зачем туда пришел. Решил он выпить чаю, добавил в чай лимон и оказался кислый он. Увидев на столе варенье, обрадовался он и, съев пол банки, отправился учиться он».
1. Знакомство с грамматической темой занятия.
Логопед вводит детей в тему урока, называя предложение из двух слов, трех, четырех. Затем задает вопросы.
Л: Медвежонок Топтыжка решил рассказать нам, что любит делать летом он и его друзья. «Медвежонок собрал. Вы поняли про кого это предложение? Что вы узнали про медвежонка? А вы узнали что медвежонок собрал? Попросим медвежонка добавить еще слово в предложение : Медвежонок собрал ягоды. Что теперь вы узнали? Медвежонок добавил еще слово : Медвежонок собрал ягоды малины. Что теперь вы узнали? И добавил еще одно слово : Медвежонок собрал ягоды малины в корзину. Что еще вы узнали?
Медвежонок добавлял в предложение по одному слову и каждый раз мы узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложение, тем больше мы узнаем.
2. Объявление темы занятия.
Логопед объясняет тему урока
Л: «Ребята, из чего состоит предложение?
А для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов.
Этим мы будем заниматься сегодня на занятии».
3. Работа со словом. Знакомство с лексической темой занятия. Дифференциация слов и звукосочетаний.
Логопед раздает ученикам картинный материал с изображением различных ягод (черная смородина, красная смородина, черника, слива, клубника, земляника, малина, вишня, крыжовник, вороний глаз). Педагог вперемежку называет слова и звукосочетания. Ученики услышав слово, должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово они подняли картинку, а на звукосочетание не подняли.
Л: «Ребята, а что же больше всего любит Топтыжка?
И сегодня мы поговорим о ягодах. Назовите все ягоды, которые лежат в корзинке у Топтыжки?
Какие еще ягоды вы знаете?
Сейчас я вам раздам картинки тех ягод, которые лежат у медвежонка в корзинке.
Я буду называть ягоды, кто услышит название своей ягоды, поднимает соответствующую картинку.
Черная смородина, красная смородина, слива, крыжовник, клубника, земляника, малина, вишня, черника, бзу.
Почему на все слова, которые я называла, были подняты картинки, кроме последнего?
Последним было сочетание звуков, поэтому вы и не подняли картинку, а перед этим вы услышали слова, поняли их и поднимали картинки.
Каждое слово имеет определённый смысл.
4. Физкультминутка
Действия выполнять по тексту.
Л: «Ребята давайте немного отдохнем и поможем Топтыжке собрать ягоды.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
А потом еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать».
5. Работа со словами, обозначающими предметы.
Логопед читает загадки по лексической теме.
Л: Медвежонку Топтыжке загадали загадки его друзья, про его любимые ягоды, а у него не получается их отгадать. Давайте ему поможем.
«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
Что вам я читала?
Что вы отвечали?
Кто вам задавал загадки?
Кто на них отвечал?
Какие слова я называла, чтобы вам задать вопрос?
Эти вопросы мы ставим к словам, которые обозначают предметы»
6. Работа со словами, обозначающими живые и не живые предметы.
Логопед задает вопросы по лексической теме. Ученики должны ответить, одним словом.
Л: «Вспомните и назовите.
Что любит медвежонок?
Что за ягоды лежали в корзинке у медвежонка?
Что можно приготовить из ягод?
Кто ест ягоды?
Кто готовит блюда и напитки из ягод?
Какой вопрос я задавала сначала?
Какой вопрос я задавала потом?
Почему к одним предметам я ставила вопрос «кто?», а к другим «что?».
При затруднении в правильном ответе, логопед предлагает ученикам сравнить белого медведя на льдине и плюшевого, игрушечного медведя.
Л: «Ребята назовите, чем похожи бурый медведь и игрушечный медведь. Чем отличаются они?
Медведь, который ходит, спит, ест, рычит — живой, а плюшевый медведь игрушечный — не живой.
7. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Логопед ученикам показывает картинный материал с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Предлагает им их рассмотреть, далее картинный материал убирается. Ученики называют сначала только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы. Изображения предметов, которые ученики забыли названия, логопед произносит их, вслух добавляя еще слова, также просит учеников разбить эти слова на две группы. И записать их в тетрадь.
Л: «Ребята посмотрите внимательно на картинки и постарайтесь их запомнить (куст, дерево, грядка, медведь, белка, мальчик). Назовите сначала картинки, на которых были изображены живые предметы. А потом неживые».
8. Пальчиковая гимнастика.
Л: «Молодцы вы хорошо справились с задание, и теперь мы можем немножко отдохнуть. Повторяйте за мной.
(пальчики обеих рук здороваются)
Раз, два, три, четыре, пять,
(обе руки «идут» указательными и средними пальчиками по столу).
В лес идем мы погулять.
За черникой, за малиной,
Землянику мы найдем,
И Топтыжке отнесем.
Молодцы садитесь».
9. Графическое изображение слов, обозначающих предметы.
Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы можно написать, но не буквами, а условно, графически, например одной прямой линией. Логопед предлагает ученикам ответить на вопрос записать его и изобразить графически.
Л: «Ребята, где растут ягоды? Вам в этом поможет ответить картина. Запишите двумя словами, где растет малина: малина на кусту. Мы сейчас написали с вами буквами эти слова, но мы можем их изобразить графически, например одной линией. Попробуйте сами, вслух называйте, какая и где ягода растет, а изображайте только линии. Подсчитайте, сколько слов у вас получилось? Столько же, сколько и линий. А чтобы одинаковые линии не сливались, между ними мы поставим значок, запятую
Итог занятия.
Логопед подводит итоги урока, задает обобщающие вопросы ученикам.
Л: «Сегодня на занятие мы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.
Как мы теперь будем записывать слова предметы?
Какие предметы могут обозначать слова?
Какие вопросы вы научились ставить к словам-предметам?
К каким словам-предметам мы ставим вопрос Кто?
К каким вопрос Что?
Что обозначаю слова, которые вы изображали одной прямой линией?
Спасибо ребята за урок, до встречи!»
Список литературы:
1. Васильева С. А., Мирясова В. И. Тематический словарь в картинках : Мир растений и грибов: Грибы. Ягоды / С. А. Васильева, В. И. Мирясова. - 2 изд. стер. - М. : Школьная Пресса, 2009. - 32 с.
2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
3. Земцова О. Н. Грамотейка: Учебн. пособие / О. Н. Земцова. - М. : Махаон, Азбука-Атикус, 2011. - 128 с.
4. Земцова О. Н. Тесты для детей: Учебн. пособие / О. Н. Земцова. - М. : Махаон, 2010. - 112 с.
5. Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий / Л. М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 64 с.
6. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е. В. Мазанова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство ГНОМ м Д, 2007. - 128 с.