Татьяна Дагаева
Конспект логопедического занятия «Слова-действия. Грибы» в подготовительной группе
▼ Скачать
Учитель-логопед : Дагаева Т. В.
Группа : подготовительная
Тема учебного занятия : Слова - действия. Грибы.
Продолжительность учебного занятия : 30 минут
Тип учебного занятия : Изучение нового материала
Цели: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «грибы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Слова-действия, Грибы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
познакомить детей со словами, обозначающими действие предмета;
закрепить умения различать слова-действия от других слов;
упражнять детей в их подборе;
упражнять детей в умении ставить к словам вопросы;
закрепление навыков в составление словосочетания;
учить графически изображать слова;
уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме;
устранение аграмматизма в устной речи.
Коррекционно-развивающие:
развивать умение понимать обращенную речь;
развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь;
расширение кругозора, воображения.
Коррекционно-воспитательные:
развивать чувство эмпатии; снять мышечные и эмоциональные зажимы;
формировать представление о природе родного края;
воспитывать эмоциональность и адекватность поведения;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
продолжать учить решать проблемные ситуации на уроках.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактические материалы к учебному занятию : индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Ход учебного занятия:
1. Развитие эмпатий.
Действия выполняются по тексту.
Л: «Здравствуйте ребята!
Встали ровно,
Потянулись, улыбнулись,
На друг друга посмотрели
И тихонько сели».
2. Развитие зрительного восприятия.
Логопед знакомит детей с героем урока, демонстрируя контур животного.
Л: «Ребята, чья тень появилась на экране? А вот сама белочка Малышка. Она будет героем нашего урока,
1. Знакомство с грамматической темой занятия. Развитие мимико-артикуляторных мышц.
Логопед вводит детей в тему урока.
Л: «Каждое утро белочка Малышка делает зарядку для ротика. Давайте и мы сделаем вместе с ней.
– Губки потянули,
Зубки показали,
язычок покачали.
Ребята что мы сейчас делали? А что делали наши губки, зубки, язычок?
Когда мы делали зарядку, наши губки, зубки, язычок двигались, они совершали действия».
2. Объявление темы занятия.
Логопед объясняет тему урока. Задает вопросы и просит их ответить одним словом.
Л: «Ребята, есть такие слова, которые обозначают действия.
Что делает школьник утром?
Что делает школьник на занятиях?
Что делает школьник после занятий?
Человек может производить различные действия. Слова, которые вы называли, обозначают действия и отвечают на вопрос: Что делает? Мы так и будем их называть — слова-действия».
3. Работа со словом. Знакомство с лексической темой занятия.
Логопед демонстрирует картинный материал с изображением действий, задает вопросы по грамматической теме. Для раскрытия лексической темы предлагается отгадать загадку.
Л: «Ребята посмотрите на картинки и скажите, что делает белочка Малышка? Что она делает в дупле? Что она любит есть?
Отгадайте загадку.
Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
4. Физкультминутка
Действия выполнять по тексту.
Л: «Ребята давайте немного отдохнем и поможем малышке собрать грибы.
Белка шла, шла, шла,
На тропинке гриб нашла.
Раз грибок, два грибок –
Вот и полный кузовок!
5. Работа со словами, обозначающими действия предметов.
Логопед работает с лексической темой, демонстрирует картинный материал, читает загадки по теме.
Л: «А давайте узнаем, какие грибы бывают. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
Он в осиннике родится.
Как в траве ни притаиться,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем.
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу.
Как веснушки на носу.
Лета первая примета:
Под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке,
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нем — его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор
Что ядом наполнен гриб.
Вспомните и назовите слова-действия, которые прозвучали в загадках.
Ребята назовите грибы, которые белочка Малышка собрала в корзину.
Где растут грибы?
Ребята посмотрите на картину. Все ли грибы можно собирать в лесу?
Почему и какие бывают грибы?
Назовите съедобные и несъедобные грибы.
Почему нельзя есть гриб мухомор и белую поганку?»
6. Работа со словами, обозначающими действие предмета.
Логопед задает вопросы по теме, предлагает детям из набора слов найти и назвать слова-действия и поставить к ним вопрос.
Л: «Ребята, что делают с грибами в лесу, дома? Как можно их приготовить?
Прочитайте, найдите и назовите слова-действия среди других слов. Докажите, что это слова-действия, поставьте к ним вопрос».
7. Пальчиковая гимнастика.
Л: «Молодцы вы хорошо справились с задание и теперь мы можем немножко отдохнуть. Повторяйте за мной.
Один, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл, (загибают большой палец)
Этот пальчик чистить стал, (загибают средний палец)
Этот резал, этот ел, (загибают безымянный палец)
Ну а этот лишь глядел!» (указательным пальцем грозят мизинцу)
8. Графическое изображение слов, обозначающих действие.
Логопед объясняет ученикам, что слова-действия можно написать, но не буквами, а условно, графически, например двумя прямыми линиями. Логопед предлагает ученикам расположить слова по порядку и изобразить их графически (индивидуальные карточки).
Л: «Ребята, слова-действия можно написать буквами, и можем их изобразить графически, например двумя линиями. Попробуйте сами, белочка Малышка написала письмо своему другу и просит нас помочь ей расположить слова-действия по порядку. Вместо линий поставьте нужные слова.
Подсчитайте сколько линий? Столько же будет у вас слов. А чтобы одинаковые линии не сливались, между ними поставлен значок, запятая.
Итог занятия.
Логопед подводит итоги урока, задает обобщающие вопросы ученикам.
Л: «Сегодня на занятие мы узнали, что слова могут обозначать действия.
Как мы теперь будем записывать слова-действия?
Какой вопрос вы научились ставить к словам-действиям?
Что обозначаю слова, которые вы изображали двумя прямыми линиями?
Спасибо ребята за урок, до встречи!»